Предлагаемая читателю статья написана известным Ленинградским коллекционером А.И. Любимовым
в начале 60-х. Статья освещает некоторые выводы из деятельности военно-исторической секции Ленинградского
дома ученых им. А.М. Горького. Рукопись хранится в музее А.В. Суворова в Санкт-Петербурге и любезно
предоставлена ВИФу для опубликования заместителем директора музея Н.Г. Рогулиным.
Наглядное изображение военно-исторических событий
А.И. Любимов
«Один раз увидеть – это сто раз услышать»
(Китайская пословица)
В военно-исторической Секции Ленинградского дома ученых им. М. Горького, ежегодно, а иногда
2-3 раза в год, членам секции и довольно многочисленным любителям демонстрируется наглядная картина
какого-либо военно-исторического события.
Несмотря на некоторую условность изображения, вызываемую стремлением показать наиболее полную
картину события на площади около 3 метров или 6 метров (размер демонстрационных досок: 2 доски 1,5 на 2 м),
представленные «реконструкции» сражений давали очень наглядную, запоминающуюся картину.
Суждения о характере наглядных схем можно получить из макетов, изображающих:
1. Сражение при Шенграбене – реконструкция М.В. Люшковского.
2. Боевой порядок дивизии Фермора в сражении при Пальциге – реконструкция А.И. Любимова.
3. Штурм Ниеншанца – реконструкция А.И. Любимова.
4. Сражение при д. Лесной – реконструкция М.В. Люшковского и А.М. Любимова.
Все реконструкции сражений сделаны с помощью свинцовых фигур («оловянные солдатики»), размером –
рост пехотинца 30 мм, раскрашенных в почти полном соответствии обмундированию изображаемого времени.
Местные предметы – возвышенности, дома, деревья, мосты даны в небольшом количестве, для
приблизительного представления местности, на которой происходит действие.
Условным является масштаб войск при котором, обычно, пехотный полк изображается 20-25 фигурками,
конный полк – 10-15 фигурками, батарея 1-2 пушками. Однако, и при этой условности, при таком схематическом
обозначении полка, положение и роль полка в каком-либо сражении показываются вполне отчетливо и легко запоминаются.
Показ, по свойству фигур, ограничивается каким-либо одним, наиболее характерным моментом, т.к.
представляет собой стратегическую картину. Показ маневра возможен путем монтажа фигур на пластинку с передвижением
этой пластинки. Однако почти восьмилетний опыт показал, что при выборе наиболее характерного момента сражения,
представление о сражении получается и по одному моменту. Живописность же показа достигается разнообразием фигур.
Если полк наступал, то и составляется из фигур, изображающих наступающих солдат; тоже и при обороне, где фигуры
либо стреляют, либо отбиваются в рукопашную, также изображаются полки на марше и в резерве. Отсутствие движения
в общей картине полностью компенсируется динамическим изображением отдельных фигур и групп фигур. Живописность
усиливается введением фигур полководцев, штабов, ординарцев, раненых и убитых и целыми сценками, помещаемых в
общую картину сражения.
Местные предметы, сделанные по масштабу фигур, позволяют усилить живописный эффект. Здесь нужно
заметить, что реконструкции, показанные в военно-исторической секции, являются временными, собранными и
разобранными в течение одного вечера, что и вызывает некоторые упрощения показа местности. Так, высоты и
даже горы показываются с помощью выпиленных из фанеры горизонталей, реки и дороги просто обозначаются на
демонстрационной доске цветными мелками, деревья и кусты все вылиты из свинца и соответствующим образом
окрашены. Отдельные дома выполнены либо из кусочков дерева, либо склеены из картона и окрашены. Сборно-разборный
характер всей реконструкции иных средств и не требует.
Нужно отметить, что на основе реконструкций, делаемых отдельными любителями, но с постоянной
и поэтому более технически совершенной топографической основой, чрезвычайно наглядные показы дали некоторые
музеи. Назовем здесь, в первую очередь, долгое время привлекавшую внимание посетителей предвоенную реконструкцию
Бородинского сражения в Государственном Эрмитаже (авторы Л.Л. Раков и М.В. Люшковский), несколько месяцев
выставлявшуюся в Центральном Доме Советской армии реконструкцию Полтавского сражения (автор М.В. Люшковский),
реконструкцию прорыва блокады Ленинграда у Невской Дубровки в б. музее Обороны Ленинграда (автор Л.Л. Раков)
и демонстрируемый в настоящее время Артиллерийским Историческим музеем ряд реконструкций: «Куликовская битва»
(консультация М.В. Люшковского и А.И. Любимова); «Боевой порядок Суворовской дивизии» (автор М.В. Люшковский);
«Бой за батарею Раевского в Бородинском сражении» (консультация М.В. Люшковского и А.И. Любимова); «Боевой порядок
современного сражения» (автор М.В. Люшковский). Во вновь открытом мемориальном музее в д. Лесной, Могилевской
области Белорусской ССР, силами музея, по проекту А.И. Любимова, осуществлена реконструкция момента сражения
у д. Лесной. Готовится в Артиллерийском Историческом музее очень живописная реконструкция «Взятие Казани».1
Неизменный успех всех этих реконструкций, сделанных на основе тщательного изучения имеющихся материалов
о сражении, о применявшихся строях, боевых порядках, о вооружении и обмундировании, о местности, на которой
происходило сражение, подчеркивает необходимость и познавательную ценность таких показов.
Насколько разнообразна тематика показов в Военно-Исторической секции можно судить по частичному
перечню их (в хронологии времени показа)
• Римский триумф (М.В. Люшковский)
• Битва при Каннах (М.В. Люшковский)
• Рыцарский триумф (М.В. Люшковский)
• Ледовое побоище (М.В. Люшковский)
• Битва при Фермопилах (М.В. Люшковский)
• Штурм Ниеншанца (А.И. Любимов)
• Сражение у Шевардинского редута (М.В. Люшковский)
• Боевые порядки Суворовских войск (доклад А.Е. Скородумова, показ А.И. Любимова)
• Строй егерей XVIII в. (доклад Ю.Н. Яблочкин, показ А.И. Любимова)
• Сражение под Красным (М.В. Люшковский)
• Сражение на р. Альма (М.В. Люшковский)
• Сражение при Кунерсдорфе (А.И. Любимов)
• Сражение у Шенграбена (М.В. Люшковский)
• Сражение у д. Пальциг (А.И. Любимов)
• Боевые порядки Семилетней войны (доклад А.Е. Скородумова, показ А.И. Любимова)
• Сражение при д. Лесной (М.В. Люшковский и А.И. Любимов)
Готовится и ряд других докладов.
Реконструкции сражений могли бы показываться и чаще, их можно было бы применять в качестве
учебных пособий при прохождении курса военной и всеобщей истории в военных и гражданских учебных заведениях,
в кружках и клубах ДОСААФ, если бы наша промышленность могла помочь осуществить их.
1 С конца 60-х гг. этот макет входит в состав основной экспозиции Музея истории артиллерии,
инженерных войск и войск связи в СПб.
предыдущая
все
следующая |