ОЛОВЯННЫЕ СОЛДАТИКИ

игрушечные
оловянные солдатики
изготовление солдатиков
коллекционные солдатики
военно-историческая миниатюра



Публикации

Предлагаемая читателю статья написана известным Ленинградским коллекционером А.И. Любимовым в начале 60-х. Статья освещает некоторые выводы из деятельности военно-исторической секции Ленинградского дома ученых им. А.М. Горького. Рукопись хранится в музее А.В. Суворова в Санкт-Петербурге и любезно предоставлена ВИФу для опубликования заместителем директора музея Н.Г. Рогулиным.

Наглядное изображение военно-исторических событий

А.И. Любимов

«Один раз увидеть – это сто раз услышать»

(Китайская пословица)


В военно-исторической Секции Ленинградского дома ученых им. М. Горького, ежегодно, а иногда 2-3 раза в год, членам секции и довольно многочисленным любителям демонстрируется наглядная картина какого-либо военно-исторического события.

Несмотря на некоторую условность изображения, вызываемую стремлением показать наиболее полную картину события на площади около 3 метров или 6 метров (размер демонстрационных досок: 2 доски 1,5 на 2 м), представленные «реконструкции» сражений давали очень наглядную, запоминающуюся картину.

Суждения о характере наглядных схем можно получить из макетов, изображающих:

1. Сражение при Шенграбене – реконструкция М.В. Люшковского.

2. Боевой порядок дивизии Фермора в сражении при Пальциге – реконструкция А.И. Любимова.

3. Штурм Ниеншанца – реконструкция А.И. Любимова.

4. Сражение при д. Лесной – реконструкция М.В. Люшковского и А.М. Любимова.

Все реконструкции сражений сделаны с помощью свинцовых фигур («оловянные солдатики»), размером – рост пехотинца 30 мм, раскрашенных в почти полном соответствии обмундированию изображаемого времени.

Местные предметы – возвышенности, дома, деревья, мосты даны в небольшом количестве, для приблизительного представления местности, на которой происходит действие.

Условным является масштаб войск при котором, обычно, пехотный полк изображается 20-25 фигурками, конный полк – 10-15 фигурками, батарея 1-2 пушками. Однако, и при этой условности, при таком схематическом обозначении полка, положение и роль полка в каком-либо сражении показываются вполне отчетливо и легко запоминаются.

Показ, по свойству фигур, ограничивается каким-либо одним, наиболее характерным моментом, т.к. представляет собой стратегическую картину. Показ маневра возможен путем монтажа фигур на пластинку с передвижением этой пластинки. Однако почти восьмилетний опыт показал, что при выборе наиболее характерного момента сражения, представление о сражении получается и по одному моменту. Живописность же показа достигается разнообразием фигур. Если полк наступал, то и составляется из фигур, изображающих наступающих солдат; тоже и при обороне, где фигуры либо стреляют, либо отбиваются в рукопашную, также изображаются полки на марше и в резерве. Отсутствие движения в общей картине полностью компенсируется динамическим изображением отдельных фигур и групп фигур. Живописность усиливается введением фигур полководцев, штабов, ординарцев, раненых и убитых и целыми сценками, помещаемых в общую картину сражения.

Местные предметы, сделанные по масштабу фигур, позволяют усилить живописный эффект. Здесь нужно заметить, что реконструкции, показанные в военно-исторической секции, являются временными, собранными и разобранными в течение одного вечера, что и вызывает некоторые упрощения показа местности. Так, высоты и даже горы показываются с помощью выпиленных из фанеры горизонталей, реки и дороги просто обозначаются на демонстрационной доске цветными мелками, деревья и кусты все вылиты из свинца и соответствующим образом окрашены. Отдельные дома выполнены либо из кусочков дерева, либо склеены из картона и окрашены. Сборно-разборный характер всей реконструкции иных средств и не требует.

Нужно отметить, что на основе реконструкций, делаемых отдельными любителями, но с постоянной и поэтому более технически совершенной топографической основой, чрезвычайно наглядные показы дали некоторые музеи. Назовем здесь, в первую очередь, долгое время привлекавшую внимание посетителей предвоенную реконструкцию Бородинского сражения в Государственном Эрмитаже (авторы Л.Л. Раков и М.В. Люшковский), несколько месяцев выставлявшуюся в Центральном Доме Советской армии реконструкцию Полтавского сражения (автор М.В. Люшковский), реконструкцию прорыва блокады Ленинграда у Невской Дубровки в б. музее Обороны Ленинграда (автор Л.Л. Раков) и демонстрируемый в настоящее время Артиллерийским Историческим музеем ряд реконструкций: «Куликовская битва» (консультация М.В. Люшковского и А.И. Любимова); «Боевой порядок Суворовской дивизии» (автор М.В. Люшковский); «Бой за батарею Раевского в Бородинском сражении» (консультация М.В. Люшковского и А.И. Любимова); «Боевой порядок современного сражения» (автор М.В. Люшковский). Во вновь открытом мемориальном музее в д. Лесной, Могилевской области Белорусской ССР, силами музея, по проекту А.И. Любимова, осуществлена реконструкция момента сражения у д. Лесной. Готовится в Артиллерийском Историческом музее очень живописная реконструкция «Взятие Казани».1

Неизменный успех всех этих реконструкций, сделанных на основе тщательного изучения имеющихся материалов о сражении, о применявшихся строях, боевых порядках, о вооружении и обмундировании, о местности, на которой происходило сражение, подчеркивает необходимость и познавательную ценность таких показов.

Насколько разнообразна тематика показов в Военно-Исторической секции можно судить по частичному перечню их (в хронологии времени показа)

• Римский триумф (М.В. Люшковский)

• Битва при Каннах (М.В. Люшковский)

• Рыцарский триумф (М.В. Люшковский)

• Ледовое побоище (М.В. Люшковский)

• Битва при Фермопилах (М.В. Люшковский)

• Штурм Ниеншанца (А.И. Любимов)

• Сражение у Шевардинского редута (М.В. Люшковский)

• Боевые порядки Суворовских войск (доклад А.Е. Скородумова, показ А.И. Любимова)

• Строй егерей XVIII в. (доклад Ю.Н. Яблочкин, показ А.И. Любимова)

• Сражение под Красным (М.В. Люшковский)

• Сражение на р. Альма (М.В. Люшковский)

• Сражение при Кунерсдорфе (А.И. Любимов)

• Сражение у Шенграбена (М.В. Люшковский)

• Сражение у д. Пальциг (А.И. Любимов)

• Боевые порядки Семилетней войны (доклад А.Е. Скородумова, показ А.И. Любимова)

• Сражение при д. Лесной (М.В. Люшковский и А.И. Любимов)

Готовится и ряд других докладов.

Реконструкции сражений могли бы показываться и чаще, их можно было бы применять в качестве учебных пособий при прохождении курса военной и всеобщей истории в военных и гражданских учебных заведениях, в кружках и клубах ДОСААФ, если бы наша промышленность могла помочь осуществить их.


1 С конца 60-х гг. этот макет входит в состав основной экспозиции Музея истории артиллерии, инженерных войск и войск связи в СПб.



предыдущая     все     следующая



Главная  |  Новости  |  Каталог  |  Наборы  |  Клуб солдатистов  |  Издательство "Ура!"  |  СМИ о нас  |  Форум  |  Архив  |  Контакты
            Rambler's TopShop    
©2005-2016