Все игрушки, изображающие людей и животных, отличаются одной особенностью; поза человека
и животного дается нейтральной. Никогда не скажешь, что же этот зверь или человек будет делать
дальше: ходить, бегать, сидеть, спать? Этим безразличием отличаются и куклы. Такая нейтральность в
оформлении игрушек не случайна, она выработана тысячелетней практикой. Игрушки — животные и куклы
— должны помочь ребенку изображать любые положения, любую сцену, радостную и печальную, оживленную
и лишенную движения (сон). Дети как будто не замечают застывшей, условной позы, ничего не выражающего
лица. Они говорят вместо фигурок, заставляют их передвигаться, скакать и т. д.
Именно признак нейтральности позы и выражения отличает игрушку от статуэтки, всегда
изображающей персонажей в движении, с приданием определенного чувства. Принцип нейтрального оформления
стал неписанным законом и соблюдается всеми художниками и производственниками, и вся игрушечная продукция
оценивается потребителем именно с точки зрения такого оформления.
Но от этого вида игрушек отличаются так называемые оловянные солдатики. Это — маленькие
фигурки от 3 1/2 до 6 см высотой, изображающие все виды войск, когда-либо существовавшие на земном шаре,
в разных положениях — в походе, на параде и в бою. Ассортимент этих фигурок, отлитых из олова, свинца и
разных сплавов, насчитывает за границей до тысячи названий. Эти фигурки динамичны. Пехотинцы смело маршируют,
идут в атаку или стреляют, лежа на земле.
В великолепной сказке Андерсена характерно наличие большого чувства, воплощенного в «оловянном
солдатике», в противоположность бездушию других игрушек.
Фигурки должны изображаться как можно красочнее, в самых выигрышных положениях. Богатство
ассортимента вызывает у детей стремление коллекционировать разнообразные наборы. Не стрельба и не уничтожение
армий оловянных солдатиков является основным содержанием игры, так как даже распространенные за границей
игрушечные модели замков и крепостей не приспособлены для игр в кровопролитные войны. Кроме того в аналогичных
оформлениях выпускаются и совершенно не военные наборы: птичий двор, охота, зоопарк, нападение на дилижанс,
много сцен из жизни индейцев. В таких же наборах участвуют армии отдаленнейших эпох, когда не было еще
артиллерии и сражения решались рукопашным боем (греки, римляне, ассирийцы). Поэтому объяснения существования
оловянных солдатиков надо искать в другом.
Дети младшего и среднего школьного возраста любят устанавливать маленькие изящные фигурки в
ритмические ряды, помещая впереди музыкантов, затем знаменосцев, чередуя пехоту с кавалерией, вводя артиллерийские
отряды. Все эти фигурки изображают парад войск не условно (как в играх детей дошкольного возраста), а картинно.
Так же картинно изображаются бой, осада крепости, охота в лесу, стада на фоне отдаленных гор, нападение на дилижанс
и др. Ребенок, играя, как бы создает картину. Поэтому изобразительные возможности в таких играх особенно велики.
Десятки фигурок можно перемещать и расставлять в самых неожиданных сочетаниях. В результате получаются
все новые и новые картины, различные по содержанию и оформлению. Автору этой статьи пришлось наблюдать этот вид
художественной игры не только на оловянных солдатиках, но и на других игрушках.
Детям разных возрастов давали наборы изображений из дерева: животных, людей, деревьев и т. п. Дети
младших возрастов предпочитали сюжетную игру, мало обращая внимания на художественную расстановку игрушек. Дети
школьных возрастов в подавляющем большинстве случаев особенно интересуются художественной стороной игры. Наборы
состоят не только из фигурок, но и из деталей мирной и военной обстановки; деревья, пни, кусты, загородки,
разрывающиеся бомбы и т. п. — все это имеет смысл только при художественно изобразительном характере игры.
Фигурки обычно бывают полуобъемные и плоскостные; как бы заранее определяется точка зрения, с которой на них
будут смотреть играющие. Размер фигурок уменьшен сравнительно с нормальными игрушками из папье-маше, дерева
и т. д. Это объясняется тем, что в поле зрения ребенка желательно поместить возможно большее количество фигурок
и притом такой величины, чтобы их можно было рассматривать без всякого напряжения.
Большое количество фигурок одинакового содержания, но в разных положениях (бегущие, идущие,
стреляющие) как бы стремится исчерпать все будущие варианты сцен, которые сможет создать ребенок.
Наборы позволяют ребенку воспроизводить самый разнообразный материал, ощущать его в самом
буквальном смысле слова и легко создавать в игре сложнейшие исторические сюжеты: Парижская Коммуна, штурм
Зимнего дворца, 1905 год, эпизоды гражданской войны, картины завоевания Севера и т. д.
У нас производство игрушек типа наборов оловянных солдатиков недопустимо запоздало. Огромная
область игры, охватывающая главным образом детей школьного возраста и имеющая большую социальную значимость,
до сих пор не имеет игрового оформления. Особого внимания поэтому заслуживает начинание фабрик. ИЗО Центрального
парка культуры и отдыха им. Горького в Москве, приступившей к освоению фигурок из легких сплавов, и Изокульт в
Ленинграде, подготовившей выпуск фигурок красноармейцев из мастики.
Специальное совещание с представителями этих производств в Комитете по игрушке установило ряд
требований к новому производству игрушек. Игрушки эти должны выпускаться в массовых тиражах и возможно
дешевле. Продавать их необходимо наборами, что даст возможность широко разнообразить игру. В первую очередь
фигурки должны изображать бойцов Красной армии в самых различных положениях. Кроме того необходимо увеличивать
ассортимент историческими темами и темами из других областей общественной жизни, Фигурки (особенно их
выступающие части) должны быть достаточно прочны. Все фигурки должны быть высотою 35, 50, 85 или 150 мм.
В дополнение к наборам необходимо выпускать игрушки, хотя бы даже и не особенно близкие по оформлению к
оловянным солдатикам, но зато действующие (стреляющие пушки, пулеметы, бегающие танки, броневики и др.).
Фигурки должны быть достаточно устойчивы. Необходимо давать фигурки, очень подробно прорабатывая рельеф,
с возможно точным воспроизведением всех подробностей вооружения.
Особое внимание надо обратить на художественное оформление. Художник должен учитывать и
возможности сочетания фигурок в общих сценах. Фигурки могут быть объемные, полуобъемные и плоскостные.
Разрешение этого вопроса должно зависеть от общего художественного оформления.
Малые оловянные фигурки, кроме игры, могут быть использованы для тактических занятий в
песочном ящике. Это еще больше увеличивает значение работы, которую начинают фабрики ИЗО и Изокульт.
предыдущая
все
следующая |