ОЛОВЯННЫЕ СОЛДАТИКИ

игрушечные
оловянные солдатики
изготовление солдатиков
коллекционные солдатики
военно-историческая миниатюра



Facebook ВКонтакте Инстаграм


Публикации

ИГРУШЕЧНЫЕ АРМИИ

Г. Кваснецкий

Все игрушки, изображающие людей и животных, отличаются одной особенностью; поза человека и животного дается нейтральной. Никогда не скажешь, что же этот зверь или человек будет делать дальше: ходить, бегать, сидеть, спать? Этим безразличием отличаются и куклы. Такая нейтральность в оформлении игрушек не случайна, она выработана тысячелетней практикой. Игрушки — животные и куклы — должны помочь ребенку изображать любые положения, любую сцену, радостную и печальную, оживленную и лишенную движения (сон). Дети как будто не замечают застывшей, условной позы, ничего не выражающего лица. Они говорят вместо фигурок, заставляют их передвигаться, скакать и т. д.

Именно признак нейтральности позы и выражения отличает игрушку от статуэтки, всегда изображающей персонажей в движении, с приданием определенного чувства. Принцип нейтрального оформления стал неписанным законом и соблюдается всеми художниками и производственниками, и вся игрушечная продукция оценивается потребителем именно с точки зрения такого оформления.

Но от этого вида игрушек отличаются так называемые оловянные солдатики. Это — маленькие фигурки от 3 1/2 до 6 см высотой, изображающие все виды войск, когда-либо существовавшие на земном шаре, в разных положениях — в походе, на параде и в бою. Ассортимент этих фигурок, отлитых из олова, свинца и разных сплавов, насчитывает за границей до тысячи названий. Эти фигурки динамичны. Пехотинцы смело маршируют, идут в атаку или стреляют, лежа на земле.

В великолепной сказке Андерсена характерно наличие большого чувства, воплощенного в «оловянном солдатике», в противоположность бездушию других игрушек.

Фигурки должны изображаться как можно красочнее, в самых выигрышных положениях. Богатство ассортимента вызывает у детей стремление коллекционировать разнообразные наборы. Не стрельба и не уничтожение армий оловянных солдатиков является основным содержанием игры, так как даже распространенные за границей игрушечные модели замков и крепостей не приспособлены для игр в кровопролитные войны. Кроме того в аналогичных оформлениях выпускаются и совершенно не военные наборы: птичий двор, охота, зоопарк, нападение на дилижанс, много сцен из жизни индейцев. В таких же наборах участвуют армии отдаленнейших эпох, когда не было еще артиллерии и сражения решались рукопашным боем (греки, римляне, ассирийцы). Поэтому объяснения существования оловянных солдатиков надо искать в другом.

Дети младшего и среднего школьного возраста любят устанавливать маленькие изящные фигурки в ритмические ряды, помещая впереди музыкантов, затем знаменосцев, чередуя пехоту с кавалерией, вводя артиллерийские отряды. Все эти фигурки изображают парад войск не условно (как в играх детей дошкольного возраста), а картинно. Так же картинно изображаются бой, осада крепости, охота в лесу, стада на фоне отдаленных гор, нападение на дилижанс и др. Ребенок, играя, как бы создает картину. Поэтому изобразительные возможности в таких играх особенно велики.

Десятки фигурок можно перемещать и расставлять в самых неожиданных сочетаниях. В результате получаются все новые и новые картины, различные по содержанию и оформлению. Автору этой статьи пришлось наблюдать этот вид художественной игры не только на оловянных солдатиках, но и на других игрушках.

Детям разных возрастов давали наборы изображений из дерева: животных, людей, деревьев и т. п. Дети младших возрастов предпочитали сюжетную игру, мало обращая внимания на художественную расстановку игрушек. Дети школьных возрастов в подавляющем большинстве случаев особенно интересуются художественной стороной игры. Наборы состоят не только из фигурок, но и из деталей мирной и военной обстановки; деревья, пни, кусты, загородки, разрывающиеся бомбы и т. п. — все это имеет смысл только при художественно изобразительном характере игры. Фигурки обычно бывают полуобъемные и плоскостные; как бы заранее определяется точка зрения, с которой на них будут смотреть играющие. Размер фигурок уменьшен сравнительно с нормальными игрушками из папье-маше, дерева и т. д. Это объясняется тем, что в поле зрения ребенка желательно поместить возможно большее количество фигурок и притом такой величины, чтобы их можно было рассматривать без всякого напряжения.

Большое количество фигурок одинакового содержания, но в разных положениях (бегущие, идущие, стреляющие) как бы стремится исчерпать все будущие варианты сцен, которые сможет создать ребенок.

Наборы позволяют ребенку воспроизводить самый разнообразный материал, ощущать его в самом буквальном смысле слова и легко создавать в игре сложнейшие исторические сюжеты: Парижская Коммуна, штурм Зимнего дворца, 1905 год, эпизоды гражданской войны, картины завоевания Севера и т. д.

У нас производство игрушек типа наборов оловянных солдатиков недопустимо запоздало. Огромная область игры, охватывающая главным образом детей школьного возраста и имеющая большую социальную значимость, до сих пор не имеет игрового оформления. Особого внимания поэтому заслуживает начинание фабрик. ИЗО Центрального парка культуры и отдыха им. Горького в Москве, приступившей к освоению фигурок из легких сплавов, и Изокульт в Ленинграде, подготовившей выпуск фигурок красноармейцев из мастики.

Специальное совещание с представителями этих производств в Комитете по игрушке установило ряд требований к новому производству игрушек. Игрушки эти должны выпускаться в массовых тиражах и возможно дешевле. Продавать их необходимо наборами, что даст возможность широко разнообразить игру. В первую очередь фигурки должны изображать бойцов Красной армии в самых различных положениях. Кроме того необходимо увеличивать ассортимент историческими темами и темами из других областей общественной жизни, Фигурки (особенно их выступающие части) должны быть достаточно прочны. Все фигурки должны быть высотою 35, 50, 85 или 150 мм. В дополнение к наборам необходимо выпускать игрушки, хотя бы даже и не особенно близкие по оформлению к оловянным солдатикам, но зато действующие (стреляющие пушки, пулеметы, бегающие танки, броневики и др.). Фигурки должны быть достаточно устойчивы. Необходимо давать фигурки, очень подробно прорабатывая рельеф, с возможно точным воспроизведением всех подробностей вооружения.

Особое внимание надо обратить на художественное оформление. Художник должен учитывать и возможности сочетания фигурок в общих сценах. Фигурки могут быть объемные, полуобъемные и плоскостные. Разрешение этого вопроса должно зависеть от общего художественного оформления.

Малые оловянные фигурки, кроме игры, могут быть использованы для тактических занятий в песочном ящике. Это еще больше увеличивает значение работы, которую начинают фабрики ИЗО и Изокульт.



предыдущая     все     следующая



Главная  |  Новости  |  Каталог  |  Наборы  |  Клуб солдатистов  |  Издательство "Ура!"  |  СМИ о нас  |  Форум  |  Архив  |  Контакты
           
©2005-2024