ОЛОВЯННЫЕ СОЛДАТИКИ

игрушечные
оловянные солдатики
изготовление солдатиков
коллекционные солдатики
военно-историческая миниатюра



Facebook ВКонтакте Инстаграм


Публикации

МОИ СОЛДАТЫ - ТОЛЬКО ДЛЯ ПАРАДОВ

Алексей ПЕСКОВ. Фото автора.

Наверное, уже четверть века минуло с тех пор, когда мне последний раз покупали оловянных солдатиков. И по сей день помню тот ни с чем несравнимый запах — запах новой игрушки. А тот сладостный аромат, исходивший от коробки с десятком крашеных пехотинцев, вообще ни с чем невозможно было спутать. Все это в прошлом — и запахи поблекли, и солдатики, обтершиеся в карманах до неузнаваемости среди прочих мальчишеских богатств, постепенно уступили место другим играм... И вдруг встречаешь человека, которому за сорок, а в глазах его тот же неутоленный мальчишеский азарт: солдатики! Но в отличие от нас, канючивших "Ку-пи-и-и!", он свою гвардию делал собственными руками. И делает по сей день. Сегодняшний наш собеседник — художник Петр КОСМОЛИНСКИЙ.


Художник Петр КОСМОЛИНСКИЙ


— И давно вы "играете в солдатики"?

— Сколько себя помню. Тут ведь вот какое дело — все мои предки были военными, и я, хотя так и не стал военным (однако стал генерал-майором, но об этом — позже. —А. П). с малых лет имел неодолимую тягу к униформе. Ну нравилась мне она. Рисовал, лепил, раскрашивал, сам выдумывал какие-то немыслимые мундиры. Окончательно "добил" меня американский фильм "Война и мир". Это сейчас я могу перечислить бездну несуразностей в костюмах этого фильма, а тогда, в конце пятидесятых, восхищению моему не было границ. Ну и...

— Вы являетесь одним из создателей жанра военно-исторической миниатюры в России, вернее, воссоздателей его в современном виде. А если несколько слов об истории оловянных солдатиков?

— Самые древние миниатюрные бронзовые фигурки воинов имеют возраст более четырех тысяч лет — они были найдены в Египте. Так что ремесло создания "солдатиков" имеет солидную историю. А те фигурки, которые мы застали на магазинных прилавках в годы своего детства, практически плоские, впервые появились лет двести назад в Нюрнберге. Они были довольно просты в изготовлении, соответственно дешевы, и сколько поколений мальчишек выросло, увлеченно командуя игрушечными полками! В те же годы во Франции появились и объемные миниатюры. Но трудоемкость их создания сделала таких солдатиков игрушкой весьма элитной. Тем не менее, в последние годы резко возросший во всем мире интерес к истории своих стран дал толчок к развитию именно объемных миниатюр, со скрупулезным воспроизведением всех деталей формы и аксессуаров. В мире принят стандартный масштаб фигурок воинов — 1: 32, их производством заняты крупные фирмы, но и энтузиасты-любители своего дела не бросают. Так уж получилось, что мое детское увлечение пришлось "ко двору" — я делал миниатюры для музея Суворова в Ленинграде, а первый большой заказ получил от музея в Бородине. Для него я сделал около двухсот фигурок, "облаченных" в униформу русских полков, участвовавших в Бородинской битве. Хотя вспомнить, чего стоило уговорить тогда музейных работников на столь новаторский шаг! Это теперь военно-историческая миниатюра стала довольно привычной в наших краях.

— По законам жанра ваши последние фразы должны бы быть ответом на мой следующий вопрос: «Как обстоят дела сегодня?».

— Если говорить цитатами, то "процесс пошел". Многие уже увлечены созданием миниатюр, используют не только оловянно-свинцовый сплав, но и современные материалы, достаточно отлажена технология. Наши художники успешно выставляются на зарубежных выставках, фотографии их работ украшают популярнейшие мировые "коллекционерские" журналы.

— Чуть-чуть о секретах мастерства...

— Все секреты нам, немногочисленным в прежние годы создателям военно-исторических миниатюр, пришлось постигать самим. Конечно, в первую очередь — тщательнейшее исследование исторических источников: какой была униформа конкретного рода войск, каждого полка в определенный период, изучение воинских артикулов. Ведь как держать саблю или ружье, скажем, в парадном строю — все это было строго регламентировано. Или такая тонкость — разница воинов в росте. Ведь гренадером мог быть лишь солдат ростом не ниже 178 см, а тем, кто выше 165 см, был заказан путь в егери — великоват-с. А самая элита — гвардейский экипаж,— те вообще были все ростом около двух метров. Не учитывать это я не могу — теряется историческая достоверность. А европейский стандарт строго задает размер фигурок, исходя из среднего роста.

— А почему все ваши воины лишь в парадных и батальных позах? Не возникало желания создать какие-то композиций из бивачной, например, жизни?

— Я уже говорил, что для меня главный интерес представляет именно униформа, ее полнота и достоверность. Но многие мои коллеги специализируются именно на жанровых сценах — кому как нравится.

— Ваш интерес к истории, судя по интерьеру квартиры, не ограничивается солдатиками...

— Да, началось все с миниатюр, потом — военно-исторический клуб, кружок ревнителей памяти Отечественной войны 1812 года, Союз потомков российского дворянства, где я являюсь герольдмейстером. Военно-историческим движением мне присвоено звание генерал-майора даже пришлось сшить мундир с эполетами.


Солдатики


— И как вы себя в нем чувствуете?

— Среди своих — вполне комфортно, а посторонние, бывает, косятся, но что поделаешь... Когда создавалось наше движение, его опекал комсомол, и нам все норовили придать патриотическую окраску. Мы отстояли свою точку зрения: интерес к военной истории есть главный и единственный. И все многочисленные ныне «патриоты» к нам отношения не имеют.

— Ваши работы лишь для обеспеченной коллекционерской элиты.

— За первые мои работы музеи платили по 5 рублей — так что богачом меня мое ремесло не сделало. Конечно, технология позволяет копировать созданные оригиналы. И есть даже небольшой магазинчик на Варварке (он называется "Лейб Компания"), где эти работы можно купить. Естественно, они довольно дороги, но не настолько, чтобы быть недоступными для ценителей. К слову, в последнее время я все реже и реже создаю новые миниатюры — пора, когда все было неизвестным и ужасно интересным, миновала, появилось много последователей. Есть ряд публикаций, вплоть до книг, посвящающих любого во все тонкости создания исторических миниатюр.

— И что теперь?

— Теперь я очень много времени уделяю геральдике — совершенно забытому у нас искусству. История дворянских гербов, их язык — это чрезвычайно интересно. Но и со своим оловянным воинством расставаться не собираюсь.

— Подозреваю, что наша встречав рубрике "Город мастеров" не последняя — художника-геральдиста не так-то просто ныне отыскать...

— Считайте, что уже нашли...

1993 год


Газета "Вечерняя Москва".

Статья любезно предоставлена Александром Ивановым.



предыдущая     все     следующая



Главная  |  Новости  |  Каталог  |  Наборы  |  Клуб солдатистов  |  Издательство "Ура!"  |  СМИ о нас  |  Форум  |  Архив  |  Контакты
           
©2005-2024