ОЛОВЯННЫЕ СОЛДАТИКИ

игрушечные
оловянные солдатики
изготовление солдатиков
коллекционные солдатики
военно-историческая миниатюра



СМИ о нас





мое дело

№27 (533) от 20 февраля


ИНДУСТРИЯ РАЗВЛЕЧЕНИЙ

Игрушка, сделанная не на поточном производстве, имеет свою энергетику

Пропаганда милитаризма

НАТАЛЬЯ ФИЛАТОВА



"Готов отдать оловянный мотоцикл с коляской, серия "Великая Отечественная война", в зачет обмена 40-летней давности. Тимур Замилов". Такие объявления вскоре должны появиться в районе улицы Щепкина. Так спустя 40 лет владелец компании "Ура!" по выпуску оловянных солдатиков наконец возвращает долги.


Почти 40 лет назад маленький мальчик Тимур Замилов задумал меняться оловянными солдатиками со старшим братом своего одногруппника.

- Меняться решили так: я ему - мотоцикл с коляской, а он мне - военный оркестр. Честно говоря, у меня не было даже представления о том, как должен выглядеть мотоцикл с коляской. Оркестр он мне принес. А вот я долго юлил, выдумывая самые разные отговорки, и мотоцикл так и не отдал. Он даже как-то пришел с друзьями, но бить меня не стали- я был слишком маленьким. Оркестр у меня до сих пор стоит.
Вот сейчас я сделал этот мотоцикл с коляской так, как в детстве себе его представлял, и готов закончить обмен.

Не игра это вовсе

Оловянные солдатики - игрушка довольно древняя: их находили даже в египетских пирамидах. Солдатиков собирали европейские монархи, и многие королевские коллекции дожили до наших дней. Широко известно собрание принца Оранского, состоявшее из серебряных фигурок, коллекция из 300 солдатиков, подаренная Марией Медичи своему сыну, будущему Людовику XIII.

Сегодня в России наблюдается бум военно-исторической миниатюры: есть несколько десятков обществ, объединяющих серьезных собирателей, которые стараются до мельчайших подробностей воссоздать костюмы воинов и проводят военные сражения в масштабе 1:72. Или демонстрируют своих солдатиков на всемирном шоу, которое ежегодно проходит в английском городе Фолкстоне. А есть миллионы любителей, которым достаточно пластиковых миниатюр, продающихся в каждом магазине игрушек по $30 за набор.

Дети в этой схеме круговорота солдатиков практически не задействованы: военно-историческая миниатюра- слишком дорогое удовольствие для игры (от $50 за каждого оловянного воина), а раскрашивать пластик под силу только подросткам - занятие требует усидчивости, да и не игра это вовсе. Простых же оловянных солдатиков в магазинах днем с огнем не сыскать.

Российский рынок игрушек оценивается в $6 млрд., пластиковые солдаты занимают здесь вполне приличную нишу - 5%, а оловянные даже не тянут на статистическую ошибку в 2%.

На сегодняшний день существует несколько стихийных производителей игрушечных оловянных солдатиков. В их числе Тимур Замилов. Его офис является по совместительству складом и магазином, а он сам называет себя не владельцем компании, а руководителем проекта. Тимуру 42 года, бизнесом он занимается с конца 1980-х.

- К сожалению, для того чтобы заняться солдатиками, мне пришлось забросить издательство- я не смог так построить работу, чтобы оно существовало без меня, а на два проекта сил не хватило.

До того как стать бизнесменом, Тимур был дворником. Получал 400 руб. в месяц- побольше, чем в свое время на заводе, имел "дворницкую" квартиру площадью 100 кв. м на улице Герцена, напротив театра Маяковского, и жил довольно-таки безбедно. В дворники же попал после отчисления с философского факультета МГУ за неправильное понимание линии партии и правительства.

- Все шло хорошо, ко мне в дворницкую приходила куча интересного народа, мы пили-пели-разговаривали, в общем, вели нормальную культурную жизнь конца 1980-х годов. И тут мне предложили стать главным редактором журнала, одна из статей которого превратилась в книгу об Александре Мене, а проект журнала - в издательство. Так я потерял стабильную зарплату, роскошную "дворницкую" квартиру и стал бизнесменом. Издательство прекрасно существовало с 1989 по 2004 год, пока я не решил делать солдатиков.

По мотивам детства

В кабинете, где мы с Тимуром беседуем, располагается вся его военная коллекция. Заняты четыре стены и все горизонтальные поверхности. Вперемежку с солдатиками - сопутствующие игрушки: самосвалы, бронетранспортеры, пушки, танки и самоходные установки. Увидев все это изобилие, даже не возникает вопроса, почему именно солдатики были избраны объектом приложения сил.

С игрушечными солдатиками, как и с лошадками-качалками, на российском рынке плохо: Тимур и вовсе называет себя монополистом, так как его магазин с оловянными войсками для детей, а не для взрослых дядек-коллекционеров в России единственный.

- Солдатики мне всегда нравились как вещь, как объект. И я решил заниматься ими серьезно. Оставалось придумать самую малость: из чего их делать, где их делать и найти формы. Однозначным решением был металлический сплав.
Для меня пластик - второй сорт. Металл - он живой. И стилистику я сразу придумал: хотел, чтобы это были ремейки. Не повторы - отливки по старым формам, а именно ремейки- по мотивам нашего детства. И я не претендовал на изготовление дорогих коллекционных моделей, которые бы статично стояли в шкафу, мне хотелось делать именно игрушки, чтобы дети с ними жили. Хотя на каждую игрушку тоже найдется свой коллекционер.

Сначала Тимур нашел скульптора и попытался объяснить, что именно ему нужно.

- Скульптор мне сказал: нет, я не могу таких примитивных солдат делать. Потом через месяц я нашел девушку, она вырезала мастер-модели из дерева, которые формуются и отливаются. А еще через какое-то время судьба случайно свела меня с Борисом Дмитриевичем Савельевым. Ему сейчас уже 79 лет. Он делал оловянных солдатиков еще в советское время. Известные серии "Конармия", "Ледовое побоище" - его. Хотя за год работы у меня из-под его рук солдатиков вышло больше, чем за весь советский период работы.

На выпуск первой партии Тимуру нужны были деньги - он без раздумий вложил все свои накопления. И тут же сел думать, как будет продавать оловянную армию.

- У меня единственное окно в мир - это интернет. Там себя и продвигал. Я не занимаюсь развозом заказов. Мой офис - он же склад. На сайте есть схема проезда: люди приходят, смотрят ассортимент и покупают. Если человек ищет специально - он меня найдет, но многие считают, что оловянных солдатиков у нас нет в принципе: последние промышленные партии выпускались в начале 1990-х годов, и это была переливка пластиковых фигурок иностранных фирм.

Вообще поначалу я занимался этим делом как коллекционер, но на самом деле солдатики - это игрушка, она должна быть яркой, блестящей, а не соответствовать в точности форме военных определенного периода. Точные копии - это уже военно-историческая миниатюра, и она не для детей. Игрушка требует определенной условности, и самый востребованный солдатик - нейтральный, просто стоящий по стойке "смирно". Ему можно придумать любую роль. Все остальные - с пушками и прочей дребеденью - на закуску. У меня рекорд - солдатика купили двухлетнему ребенку, то есть нижняя планка неограниченна. У детей, привыкших к пластиковым игрушкам, от моих солдатиков совершенно новые тактильные ощущения появляются.

- Сколько стоят ваши солдатики?
- Набор индейцев из пяти штук- 1250 руб., "Стрелки на параде" (десять штук) - 650 руб., "Моряки" (шесть штук) - 500 руб. и т. д.

14 лет без отпусков

Как и все производства, где за дело берутся энтузиасты, выпуск оловянных солдатиков Тимур начал на кухне дома.

- В 2004 году я это придумал, осенью сделал первые мастер-модели и тут же отлил первых солдатиков из олова у себя на кухне. Потом нашел производство - бывший военный завод, в котором есть цех, занимающийся отливкой, в том числе из того оловянного сплава, который мне был необходим. Так что я одновременно решил вопрос и с производством, и с материалом. В советское время игрушки делались по остаточному принципу, качественное сырье на них не выделялось. Если посмотреть на слом оловянного солдатика советского производства, то будет видно, что он сделан из некачественного сплава, крупнозернистого и пористого. Сейчас оловянный сплав девать особо некуда, поэтому мои солдатики гораздо более качественные, и есть шанс, что они проживут в качестве археологического артефакта гораздо дольше советских.

На бывшем военном заводе Тимур наконец возобновил выпуск военных игрушек в промышленных масштабах. В конце 2005 года нашел на это деньги и 19 января 2006-го получил первую крупную партию солдатиков. Сейчас у него их сотни тысяч.

- На каждом этапе возникали какие-то проблемы. Вот отлили мы фигурки, их надо красить. Можно было, конечно, просто сделать золотого или серебряного цвета, но мне хотелось, чтобы они были цветными. Сначала я использовал обычную акриловую краску. Эту партию очень быстро купили - "Детский мир" заказал солдатиков на 40 тыс. руб.

Но когда я зашел в магазин посмотреть, как они выглядят на витрине, оказалось, что краска с них уже осыпалась и хлопьями лежит в коробке. Пришлось искать другой способ. Сейчас солдатиков красят, как автомобили: они висят на подвесе, и при помощи электрического тока при температуре 100°C краска притягивается к фигурке. Требовалось продумать, как каждая фигурка, каждая деталь должна быть привязана.

Тимур говорит, что с новым производством он стал по-другому относиться ко многим вещам, в том числе к процессу найма работников и общению с ними.

- Когда у меня было издательство и штат 30 человек, каждый месяц болела голова, как выплатить им зарплату, то есть фактически не люди работали на меня, а я на них. 14 лет работал без отпусков. Сейчас перешел на сдельную оплату и работу на аутсорсинге. Есть у меня студентки "Полиграфа" и инвалиды, которые красят солдатиков. За 22 дня при пятичасовом рабочем дне они могут заработать около $500. Я научился не качать права. Например, пробуется ко мне человек раскрашивать фигурки. Даю ему заказ. Если мне не понравилось, как он его выполнил, плачу деньги и просто прощаюсь. Как-то мои литейщики покрасили огромную партию немецких солдатиков в зеленый цвет.
А у них серая форма. Коту под хвост несколько тысяч долларов. Долго думал, что с ними можно сделать: покрасил им серым штаны, а куртки оставил зелеными. Я не орал, не топал ногами, но литейщики оценили, что я простил их ошибку.

Потеря самоидентификации

После двух часов беседы с Тимуром у меня возникает ощущение, что солдатик - игрушка настолько семантически сильная, что буквально только на ней и держится весь духовный стержень страны.

-В процессе работы с девушкой-скульптором я стал искать рисунки, фотографии, чтобы продемонстрировать, что именно мне нужно. Девушки, они вообще не знают, как солдатики выглядят. У меня уже были на руках книги, которые вышли после перестройки и в которые попали военные фотографии, не печатавшиеся в советские времена. Глядя на них, могу сказать, что русские люди воспитывались в условиях, где война всегда была реальностью, не чем-то метафизическим, а довольно будничным процессом. Примерно так же, как для англичан. Есть поговорка, что боевой дух англичан воспитала не королева, а Уильям Британ - старейший производитель оловянных солдатиков в Великобритании, его компания существует с 1854 года.

Я считаю, что игрушки должны делаться в той стране, для которой они предназначены. Сейчас все приходит из Китая, и это для многих стран грозит потерей самоидентификации. Конечно, меня могут упрекнуть в том, что солдатики - это пропаганда милитаризма. На это могу ответить, что пластмассовые монстры, которыми играют сегодняшние дети,- точно такая же пропаганда агрессии. Я верю, что игрушка, сделанная не на поточном производстве, имеет свою энергетику. Вот сидит девочка-скульптор, портит глаза, вырезает модель, потом мужики на заводе с матюгами отливают солдатиков, потом другие девочки-студентки вручную их раскрашивают- эти игрушки уже совсем другими приходят к детям, чем пластиковый уродец, которого миллионами штампуют.



Главная  |  Новости  |  Каталог  |  Наборы  |  Клуб солдатистов  |  Издательство "Ура!"  |  СМИ о нас  |  Форум  |  Архив  |  Контакты
            Rambler's TopShop    
©2005-2017