О шифере и Нюрнберге
Добавлено: Чт янв 24, 2008 1:59 am
Массовое производство дешевых игрушечных солдатиков началось в ХVI веке. Привычный нам оловянный солдатик появился довольно поздно. Родиной его стала южная Германия.
Традиционные немецкие фигурки отливались плоскими из оловянно-свинцового сплава в форму с неглубоким рельефом. Именно таким был знаменитый солдатик из сказки Андерсена.
Фигурки такого типа были изобретены, по всей видимости, в Баварии в тридцатых годах восемнадцатого века. Легенды приписывают создание первых таких фигурок лудильщикам из города Нюрнберга. Наиболее старые фигурки такого типа, которые можно идентифицировать вышли из мастерской Джохана Готфрида Хилперта. Эти фигурки были выпущены в 70-х годах восемнадцатого века и изображали солдат армии прусского короля Фридриха Великого и солдат армий некоторых из его противников. Эти солдатики не очень пропорциональны и не были стандатизированы по масштабу.
Почему-то во многих статьях указывается, что первоначально нюрнбергские фигурки лились в форму "из шифера". В юности я попробывал сделать следственный экспермент - выграверовать из шифера литейную форму для солдатика. Я спер их сарая на даче осколок примерно 20 на 20 сантиметров, тонкую отвертку, несколько разнокалиберных гвоздей и приступил к работе. Моего терпения хватило на целых четыре дня. Материал оказался весьма жестким, при более сильном нажиме он слоился, топорщился волокнами, а обещанная гладкая поверхность так и не получилась. Я плюнул и больше к граверовке литейных форм не возвращался...
Лишь много позднее, уже поступивна геофак МГУ я узнал, что в Европе под термином "шифер" имеют вввиду не привычную азбо-цементную субстанцию, а нечно иное.
Возникновение технологии литья плоских фигурок именно в Германии не случайно. Дело в том, что на территории южной Германии, особенно Баварии, Саксонии и Тюрингии, очень широко распространены специфические горные породы - так называемые “литографические сланцы”. Их-то и являются настоящим "шифером"! Они легко раскалываются на тонкие плитки любой заданной площади. Эти сланцы не только очень тонкослоистые но и исключительно мелкокристаллические породы. И в тоже время эти камни относительно мягкие. Эта горная порода легко обрабатывается простейшими инструментами и хорошо держит даже тонкие узоры. Именно из “Литографических сланцев” изготовляли свои литьевые формы немецкие мастера.
Таким образом, первоначально половинки литейной формы гравировались на двух пластинках сланца.
Несмотря на трудоемкость, такая технология обладает существенными преимуществами перед остальными, т. к. экономятся дорогие и труднодоступные легкоплавкие сплавы.
Фигурки, сделанные по такой технологии, получили название “Нюрнбергских”. Сама технология известна со времен древнего Рима, но именно Нюрнбергский мастер Эрнст Генрихсен первым поднял художественное исполнение фигурок на высокий профессиональный уровень. Ему принадлежит так же инициатива в достижении в 1848 году договоренности о стандартизации размеров фигурок.
Таким образом, термин “Нюрнбергская фигурка” подразумевает строго определенные технологические особенности фигурок:
1.Масштаб, близкий к 1:50;
2.Глубина рельефа формы (толщина фигурки)- не более 1,5 - 2 мм.
3.Высота стоящей пешей фигурки 32мм, конной - 40мм (без учета толщины подставки и высоты головного убора).
Близкие по технологии, но более крупные или более мелкие фигурки целесообразно называть, во избежании путаницы, просто “плоскими”.
Традиционные немецкие фигурки отливались плоскими из оловянно-свинцового сплава в форму с неглубоким рельефом. Именно таким был знаменитый солдатик из сказки Андерсена.
Фигурки такого типа были изобретены, по всей видимости, в Баварии в тридцатых годах восемнадцатого века. Легенды приписывают создание первых таких фигурок лудильщикам из города Нюрнберга. Наиболее старые фигурки такого типа, которые можно идентифицировать вышли из мастерской Джохана Готфрида Хилперта. Эти фигурки были выпущены в 70-х годах восемнадцатого века и изображали солдат армии прусского короля Фридриха Великого и солдат армий некоторых из его противников. Эти солдатики не очень пропорциональны и не были стандатизированы по масштабу.
Почему-то во многих статьях указывается, что первоначально нюрнбергские фигурки лились в форму "из шифера". В юности я попробывал сделать следственный экспермент - выграверовать из шифера литейную форму для солдатика. Я спер их сарая на даче осколок примерно 20 на 20 сантиметров, тонкую отвертку, несколько разнокалиберных гвоздей и приступил к работе. Моего терпения хватило на целых четыре дня. Материал оказался весьма жестким, при более сильном нажиме он слоился, топорщился волокнами, а обещанная гладкая поверхность так и не получилась. Я плюнул и больше к граверовке литейных форм не возвращался...
Лишь много позднее, уже поступивна геофак МГУ я узнал, что в Европе под термином "шифер" имеют вввиду не привычную азбо-цементную субстанцию, а нечно иное.
Возникновение технологии литья плоских фигурок именно в Германии не случайно. Дело в том, что на территории южной Германии, особенно Баварии, Саксонии и Тюрингии, очень широко распространены специфические горные породы - так называемые “литографические сланцы”. Их-то и являются настоящим "шифером"! Они легко раскалываются на тонкие плитки любой заданной площади. Эти сланцы не только очень тонкослоистые но и исключительно мелкокристаллические породы. И в тоже время эти камни относительно мягкие. Эта горная порода легко обрабатывается простейшими инструментами и хорошо держит даже тонкие узоры. Именно из “Литографических сланцев” изготовляли свои литьевые формы немецкие мастера.
Таким образом, первоначально половинки литейной формы гравировались на двух пластинках сланца.
Несмотря на трудоемкость, такая технология обладает существенными преимуществами перед остальными, т. к. экономятся дорогие и труднодоступные легкоплавкие сплавы.
Фигурки, сделанные по такой технологии, получили название “Нюрнбергских”. Сама технология известна со времен древнего Рима, но именно Нюрнбергский мастер Эрнст Генрихсен первым поднял художественное исполнение фигурок на высокий профессиональный уровень. Ему принадлежит так же инициатива в достижении в 1848 году договоренности о стандартизации размеров фигурок.
Таким образом, термин “Нюрнбергская фигурка” подразумевает строго определенные технологические особенности фигурок:
1.Масштаб, близкий к 1:50;
2.Глубина рельефа формы (толщина фигурки)- не более 1,5 - 2 мм.
3.Высота стоящей пешей фигурки 32мм, конной - 40мм (без учета толщины подставки и высоты головного убора).
Близкие по технологии, но более крупные или более мелкие фигурки целесообразно называть, во избежании путаницы, просто “плоскими”.