летчик писал(а):Ну, таки готовы слушать...
И так слушайте...
Хотелось рассказать все по порядку начиная с той самой "седой древности", когда зарождалась идея и первые эксперименты по изготовлении оловянной миниатюры. Это были 70-е годы.
В то время отечественная продукция не больно жаловала своими изысками фанатов и любителей "солдатиков". В основном они были плоские и не отличались высоким художественным качеством. Но когда нам попадали в руки фигурки солдатиков из-за рубежа, они просто потрясали воображение объемом, анатомическими пропорциями и деталировкой исполнения (тогда блистали английские и итальянские фирмы производители пластиковых фигурок). Но это была такая редкость, о которой можно было только мечтать. По этому у многих энтузиастов возникала идея о создании собственных коллекций изготовляемых - "кустарным" способом в домашних условиях. Технология отливки в то время была известна многим мальчишкам по литью кулончиков-черепков. Те кто обладали художественными навыками постепенно усовершенствуя свои технологии начали продвигаться в перед. Но никакой энтузиаст не может долго находиться в изоляции, ему нужны соратники по духу с которыми можно поделиться своими чаиньями. В то время в прессе очень редко появлялись статьи на эту тему, но однажды (примерно 1976г.) мне попалась такая информация о забавном художнике чудаке, который отливал оловянных солдатиков. Им был Петр Федорович Космолинский! С которым я в последствии встретился мы стали дружить и переписываться, т.к. я являюсь жителем Нижнего Новгорода (тогда г.Горький). В то время люди занимавшиеся изготовлением и коллекционированием солдатиков которых мы знали было не более 10-ти человек, один из них энтузиаст и удивительнейший души человек был Корнилов Сергей Александрович, который как ребенок радовался каждому экземпляру солдатика пополнявший его внушительную коллекцию. С каждым годом нас становилось все больше и больше среди которых были имена именитых мастеров, как Виктор Коннов, Александр Жданкин и многие другие. В одном из своих приездов в Москву будучи у Космолинского (~1984), мне выдалось судьбой познакомится с неординарным удивительнейшим человеком, имя которого Валентин Александрович Евдокимов. Потомственный офицер, всегда подтянутый, жизнерадостный с здоровым чувством юмора, от него постоянно исходил тот заряд положительной энергии, которого хватило бы на десять человек и еще осталось... На следующий день я побывал у него дома, где впервые увидел величие этого человека посмотрев его работы. Это были картины маслом, акварели, графика, резьба по дереву (оригинальные шаржи на бывших сослуживцев), конечно же оловянная миниатюра (правда начального этапа) и разного рода военная атрибутика чуть ли не полтора-сто летнего периода. Мы стали так же общаться, переписываться, обмениваться своими работами и всевозможного рода материалами. Я тогда часто ездил в командировки в Москву в институт Акеанологии и останавливался у Евдокимовых, где Валентин Александрович и его жена Зоя Петровна любезно и с терпением переносили мое непоседливое присутствие.
В то время было повальное увлечение наполеоникой и северной войной. Хотелось чего-то нового, необычного. Практически в это же время в Москве появилась книга (в оригинале) известного английского исследователя и иллюстратора Питера Коннолли "Греция и Рим в войне", которая была раскуплена чуть ли не в день поступления. Сергей Александрович Корнилов зная мое пристрастие к античным эпохам любезно предоставил мне свой экземпляр, который до сих пор украшает мою библиотеку. С этого по всей видимости все и началось. Подобная литература у нас в стране не выпускалась вообще, а тут такое издание, да еще с чудесными иллюстрированными реконструкциями. Воображение разыгралось и мы решили, что надо попробовать совместно сделать небольшой фрагмент второй пунической войны, ну скажем по 3 - 4 фигурки с каждой стороны и посмотреть, что из этого получится. По возвращению домой, я сделал несколько моделей римской пехоты и в следующий раз посетив Валентина Александровича вручил ему данные экземпляры. Он был очень впечатлён анатомичностью и проработкой этих образцов. Хочется сказать, что Валентин Александрович до этого не делал фигурок в масштабе 1:30. Как он потом рассказывал мне, что часами всматривался в них, как бы взводя в себе пружину творчества. Поясняю: совместная композиция предполагает близкую стилистику и манеру выполнения фигур, а так же их покраску. Валентин Александрович взялся за работу ломая прежние устоявшиеся стереотипы. Получилась небольшая сценка, которая ну просто жаждала продолжения и масштабности представления. То есть немного не хватало апофеоза грандиозности, что бы преподнести это, как гущу сражения. Такой эффект достигается только количеством. Работа продолжилась и мы вдруг ощутили острую нехватку исторического материала по экипировки и вооружению, а так же этнического состава противоборствующих сторон. Где взять материалы и научного консультанта? Из публикаций в журнале "Вокруг света" посвященные древности ("Пешие и Конные"), я знал о Михаиле Викторовиче Горелике кандидате искусствоведения института Среднего Востока, поисками контактов с которым мы и занялись. Встретившись с Михаилом Викторовичем у него дома, который любезнейше предоставил нам информацию по интересовавшей нас теме, как он говорил:"...Пользуйтесь всем, чем располагает современная наука". И материалов действительно было предостаточно, что позволило нам довести композицию до сорока, а затем более 50-ти фигур. При изготовлении пробовались самые прогрессивные способы отливки - гипсовые формы, формы из резиновых герметиков, отливка в подогретую форму, апробирование различных пропорций свинцово-оловянного сплава с добавлением различных присадок (Вуд, цинк, и др.). Выполнение накладных элементов - шлемов, щитов, оружия. Трансформация базовых моделей по динамике (придание новой позиции в допустимых пределах). В общем работать было очень интересно и здорово! Но как говорится всегда всему есть начало и есть конец. Цель наша была достигнута. В последствии которой каждый переключился на свои предпочтения. Валентин Александрович не раз обращался к античной тематике выполняя уже масштабные фигуры из пластики (1:17) с последующим закаливанием их в газовой духовке. Это были потрясающие работы...!
После этого мы не раз виделись и общались, каждый раз бывая в Москве я всегда навещал своего старшего друга и соратника. Но неумолимо время берет свое, зато память остается в свершениях!
С уважением,
Балакирев В.Ю.
P.S. Вот некоторые образцы моделей, которые были изготовлены:
Силиконовая форма: