Травля
- ДМБ-84
- Site Admin
- Сообщения: 33916
- Зарегистрирован: Пт мар 02, 2007 11:26 am
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Травля
Ну вот, уже дорос до "советов мастера"...
По поводу того, как я травлю - предупреждаю, результаты получаются разные - мне то хоть есть на чём тренироваться...
Прежде всего - безопастность!!! Набор травителя включает в себя очки, резиновые перчатки и маску - натурально , как в фильмах Хичкока.
Берём уксусную кислоту (не уксус, а кислоту), наливаем в плотно закрывающуюся посуду - желательно стеклянную (или железную, это похуже) держим 5 минут или больше. Класть надо сразу весь комплект - например Ледовое, что бы степень травления была одинаковой, однако даже это гарантией не является - бывает что одна - две фигуры получаются светлее - видимо консистенция металла даже в одном замесе бывает разной...
После этого промываем проточной водой, протираем зубной щёткой, даём обсохнуть. Берём ластик, желательно красный (там камешки) и трём, трём, трём. На всякий случай под мечи и прочие выступающие части подставляем палец для страховки , металлл прочный, но бережённого Бог бережёт. Полируем на свой вкус.
Спустя месяцы металл начинает темнеть, темнеет равномерно. ВВМ покрыл чернёные фигуры лаком - получилось круче Астрецова, я теперь тоже лакирую - тогда солдатики не темнеют.
Короче, ручная работа - это ручная работа! Получается действительно круто, ведь в Астрецово и чернили в общем чане, и лак был грязный, и на шлифовке не упирались... Когда я пробовал шлифовать механическим способом, получилось гораздо хуже. В который раз убеждаюсь, что чем больше ручного труда, тем вещь лучше.
Кроме уксуса можно применять электролит - там ждать не надо , фигуры начинают кипеть у тебя на глазах (которые должны быть закрыты очками). Но мне уксусом нравится больше.
Будьте аккуратны, кислоты очень опасны - дети, звери если работаете без маски - берегите дыхание, а то вот Аскольд нюхнул уксуса - мне же и предъявил...
По поводу того, как я травлю - предупреждаю, результаты получаются разные - мне то хоть есть на чём тренироваться...
Прежде всего - безопастность!!! Набор травителя включает в себя очки, резиновые перчатки и маску - натурально , как в фильмах Хичкока.
Берём уксусную кислоту (не уксус, а кислоту), наливаем в плотно закрывающуюся посуду - желательно стеклянную (или железную, это похуже) держим 5 минут или больше. Класть надо сразу весь комплект - например Ледовое, что бы степень травления была одинаковой, однако даже это гарантией не является - бывает что одна - две фигуры получаются светлее - видимо консистенция металла даже в одном замесе бывает разной...
После этого промываем проточной водой, протираем зубной щёткой, даём обсохнуть. Берём ластик, желательно красный (там камешки) и трём, трём, трём. На всякий случай под мечи и прочие выступающие части подставляем палец для страховки , металлл прочный, но бережённого Бог бережёт. Полируем на свой вкус.
Спустя месяцы металл начинает темнеть, темнеет равномерно. ВВМ покрыл чернёные фигуры лаком - получилось круче Астрецова, я теперь тоже лакирую - тогда солдатики не темнеют.
Короче, ручная работа - это ручная работа! Получается действительно круто, ведь в Астрецово и чернили в общем чане, и лак был грязный, и на шлифовке не упирались... Когда я пробовал шлифовать механическим способом, получилось гораздо хуже. В который раз убеждаюсь, что чем больше ручного труда, тем вещь лучше.
Кроме уксуса можно применять электролит - там ждать не надо , фигуры начинают кипеть у тебя на глазах (которые должны быть закрыты очками). Но мне уксусом нравится больше.
Будьте аккуратны, кислоты очень опасны - дети, звери если работаете без маски - берегите дыхание, а то вот Аскольд нюхнул уксуса - мне же и предъявил...
Аналогичную технологию травления отработал для соляной кислоты в разных концентрациях; время травления фигурок из ЦАМа - от 1 до 5-7 мин (в зависимости от разбавления). Фигурки из ПОС-40 или -60 травятся хуже, не так красиво выглядят, поверхность страдает. Работа с солянкой тоже требует аккуратности (это кислота более сильная - особенно надо беречь глаза!), но органы дыхания при этом не так "напрягаются", как при работе с уксусной.
На следующей неделе постараюсь передать "ноу-хау" с необходимыми орудиями производства при личной встрече, сейчас завал на работе (зачетная сессия, увы!).
На следующей неделе постараюсь передать "ноу-хау" с необходимыми орудиями производства при личной встрече, сейчас завал на работе (зачетная сессия, увы!).
Господа! Химик из меня — как из собачьего хвоста сито, но я спросить хочу: имитацию воронения не пробовали? (С последующим вытиранием лишнего). Сам не делал, но видел лет 20 (двадцать) тому назад результат. М.б. не лучше, но явно безопаснее по отношению к зверям и/или детям. Правда, выглядит, ей-ей не хуже.
С технологичностью — согласен. С раскрашиванием — тем более.
Вариант "воронения" а ля детский сад — проще, по-моему, некуда: лак (хороший, художественный — даммаровый, копаловый, сойдёт и пихтовый) с небольшим количеством уайт-спирита или т.п., плюс ламповая копоть, сойдёт и просто сажа. Смешать. Покрыть. Малость обождать. Стереть лишнее коротко-коротко обрезанной щетинной кистью. Разумеется, "малость", "коротко" определяются исключительно методом проб (и ошибок). Это рецепт от театральных бутафоров. Из тех времён, когда в театрах ещё в ней нуждались...
Сейчас, правда, слышал используют всякие буржуазные средства для наведения "патины времени". Не пробовал, ручаться не смогу. Видел несколько лет тому назад в каталоге какой-то итальянской конторы (видал, помнится, их краски и проч. в Москве) состав для "чернения". Кажется, название конторы на "F"...
Вариант "воронения" а ля детский сад — проще, по-моему, некуда: лак (хороший, художественный — даммаровый, копаловый, сойдёт и пихтовый) с небольшим количеством уайт-спирита или т.п., плюс ламповая копоть, сойдёт и просто сажа. Смешать. Покрыть. Малость обождать. Стереть лишнее коротко-коротко обрезанной щетинной кистью. Разумеется, "малость", "коротко" определяются исключительно методом проб (и ошибок). Это рецепт от театральных бутафоров. Из тех времён, когда в театрах ещё в ней нуждались...
Сейчас, правда, слышал используют всякие буржуазные средства для наведения "патины времени". Не пробовал, ручаться не смогу. Видел несколько лет тому назад в каталоге какой-то итальянской конторы (видал, помнится, их краски и проч. в Москве) состав для "чернения". Кажется, название конторы на "F"...
Насчет воронения - знаю, что сталь воронят плавиковой кислотой (HF). Но вот где ее достать? И как она будет с силумином реагировать? Надо смотреть водородный ряд. Где-то встречал рецепт как получить "синий" металл.
Есть еще пару мыслишек насчет окиси хрома и натриевой селитры. Попытаюсь попробовать на ломе ЛП.
Ух, как бы бертолетовой соли не получилось!
Есть еще пару мыслишек насчет окиси хрома и натриевой селитры. Попытаюсь попробовать на ломе ЛП.
Ух, как бы бертолетовой соли не получилось!
Да лом-то не жалко!
Года четыре назад я "проэкспериментировал" с прогрессовским столбиком - бросил его в раствор хлорамина - в результате столбику пришел практически конец. Думал раз хлорноватистая кислота самая сильная по окислительным свойствам солдатик почернеет - ан нет, разьело его в дым. Вот такая вот алхимическая травля.
Года четыре назад я "проэкспериментировал" с прогрессовским столбиком - бросил его в раствор хлорамина - в результате столбику пришел практически конец. Думал раз хлорноватистая кислота самая сильная по окислительным свойствам солдатик почернеет - ан нет, разьело его в дым. Вот такая вот алхимическая травля.
Уважаемые форумчане! Заранее прошу извинить, если утомлю специальной терминологией.
Воронение - по сути, оксидирование - т.е. получение декоративной оксидной пленки на поверхности сплава, имеющей к тому же защитные свойства, деталь лучше сохраняется, в том числе во влажном и теплом воздухе, не корродирует. Обычно говорят о "воронении" только применительно к стальным сплавам. Бывает и "синение": стали при длительном "вываривании" в концентрированной щелочи могут приобрести синеватый или сине-черный оттенок, особенно если добавить в щелочь смесь нитрита и нитрата натрия примерно в отношении 3:1:1 (очень осторожно - получится сильная окислительная смесь).
ЦАМ - сплав цинка-алюминия-меди (он же - дуралюмин, а не силумин - это немного другое) - чернеет (или становится темно-серым, до цвета мокрого асфальта) за счет пленки из оксида меди. Этого можно добиться обработкой в азотной, соляной, ортофосфорной или уксусной кислоте (см. предыдущие посты). Более длительное выдерживание в кислоте приведет к большему почернению, но важно "не переборщить", т.к. можно полностью разрушить сплав, цинк - металл очень активный. У цинко-алюминиево-медных сплавов содержание компонентов может меняться довольно заметно (даже для сталей есть допуск, например, 0,25 - 1 %, а тут тем более), как правильно отметил уважаемый ДМБ-84, даже в одной партии сплава. Кстати, даже в одном небольшом куске сплава состав может немного отличаться на разных участках (тут ничего не поделаешь, издержки технологии получения сплавов). Т.е. время обработки и окончательный смесь для обработки надо подбирать для каждой конкретной партии сплава (именно поэтому сложно добиться одинаковых результатов). Со старыми солдатиками, сделанными из ПОСа, чернение таким способом не получится.
С плавиковой кислотой (HF) воронение ЦАМа не получится, это годится только для легированных сталей (она "вытравливает" следы кремния из сплава, кроме всего прочего), да и вообще работать в домашних условиях с ней очень не советую - слишком жалко глаза, легкие, кожу и ... посуду. Еще и фторид алюминия получится, тоже - гадость еще та! Лучше взять фторид калия или натрия и добавить его в фосфорную кислоту - для металла эффект тот же, а для человека намного безопасней.
Михаил, можно в смесь к фосфорной кислоте добавить оксид хрома, действительно, получится оксидирование и окрашивание поверхности ЦАМа, но цвет будет зеленоватый. Это я когда-то даже пытался делать, оттенок цвета можно менять до более темного, изменяя количество фторида и окиси хрома в смеси. Насчет аналогичного синения С хлорамином советую не экспериментировать, себя, что называется, должно быть жалко.
Вот нашел в Интернете ссылочку по теме, но тут в основном подробно описаны способы электрохимического оксидирования (если есть выпрямитель, например, для зарядки автомобильного аккумулятора, можно очень аккуратно попробовать), но "чисто химический способ" с фосфорной кислотой тут тоже есть:
http://anytech.narod.ru/al-ox.htm - надеюсь, кому поможет.
Буду рад ответить на вопросы, если они возникнут.
Воронение - по сути, оксидирование - т.е. получение декоративной оксидной пленки на поверхности сплава, имеющей к тому же защитные свойства, деталь лучше сохраняется, в том числе во влажном и теплом воздухе, не корродирует. Обычно говорят о "воронении" только применительно к стальным сплавам. Бывает и "синение": стали при длительном "вываривании" в концентрированной щелочи могут приобрести синеватый или сине-черный оттенок, особенно если добавить в щелочь смесь нитрита и нитрата натрия примерно в отношении 3:1:1 (очень осторожно - получится сильная окислительная смесь).
ЦАМ - сплав цинка-алюминия-меди (он же - дуралюмин, а не силумин - это немного другое) - чернеет (или становится темно-серым, до цвета мокрого асфальта) за счет пленки из оксида меди. Этого можно добиться обработкой в азотной, соляной, ортофосфорной или уксусной кислоте (см. предыдущие посты). Более длительное выдерживание в кислоте приведет к большему почернению, но важно "не переборщить", т.к. можно полностью разрушить сплав, цинк - металл очень активный. У цинко-алюминиево-медных сплавов содержание компонентов может меняться довольно заметно (даже для сталей есть допуск, например, 0,25 - 1 %, а тут тем более), как правильно отметил уважаемый ДМБ-84, даже в одной партии сплава. Кстати, даже в одном небольшом куске сплава состав может немного отличаться на разных участках (тут ничего не поделаешь, издержки технологии получения сплавов). Т.е. время обработки и окончательный смесь для обработки надо подбирать для каждой конкретной партии сплава (именно поэтому сложно добиться одинаковых результатов). Со старыми солдатиками, сделанными из ПОСа, чернение таким способом не получится.
С плавиковой кислотой (HF) воронение ЦАМа не получится, это годится только для легированных сталей (она "вытравливает" следы кремния из сплава, кроме всего прочего), да и вообще работать в домашних условиях с ней очень не советую - слишком жалко глаза, легкие, кожу и ... посуду. Еще и фторид алюминия получится, тоже - гадость еще та! Лучше взять фторид калия или натрия и добавить его в фосфорную кислоту - для металла эффект тот же, а для человека намного безопасней.
Михаил, можно в смесь к фосфорной кислоте добавить оксид хрома, действительно, получится оксидирование и окрашивание поверхности ЦАМа, но цвет будет зеленоватый. Это я когда-то даже пытался делать, оттенок цвета можно менять до более темного, изменяя количество фторида и окиси хрома в смеси. Насчет аналогичного синения С хлорамином советую не экспериментировать, себя, что называется, должно быть жалко.
Вот нашел в Интернете ссылочку по теме, но тут в основном подробно описаны способы электрохимического оксидирования (если есть выпрямитель, например, для зарядки автомобильного аккумулятора, можно очень аккуратно попробовать), но "чисто химический способ" с фосфорной кислотой тут тоже есть:
http://anytech.narod.ru/al-ox.htm - надеюсь, кому поможет.
Буду рад ответить на вопросы, если они возникнут.
Я в предыдущем посте не рассматривал воронение или чернение за счет покрытия поверхности сплава каким-нибудь составом, без химической реакции - т.е. фактически окрашивания (то, что ранее предлагал уважаемый Художник). Естественно, это зачастую много проще и безопаснее. Кажется, что астрецовские рыцари-витязи и набор "Конармия" были отчернены похожим способом.
Последний раз редактировалось Связист Ср окт 15, 2008 8:38 pm, всего редактировалось 1 раз.
ДМБ-84 писал(а):В очередной раз можно убедиться,что на форуме полная палитра специалистов по любому аспекту нашей темы.
Ну я бы не сказал, что я такой уж специалист по этим вопросам, мои узкопрофессиональные интересы немного в другой области, однако химтехнологию в свое время учил, да и 26 лет "стажа" в химии помогает, и просто есть возможность посмотреть специальную литературу .
Так что рад буду что-то подсказать.
В ветке про Нюрнберг я написал про побочный эффект, который дают некоторые синтетические средства для мытья жирной посуды. Самое место написать про этот эффект в ветке про травление солдатиков.
Предыстория: ребенок при игре вымазал матросов ЛКЗ толстым-толстым слоем пластилина (уж не знаю, с какими целями), пластилин счищали механически, скоблили, но жирный налет по всей поверхности и куски пластилина в складках остались. Для очистки матросов взял средство для мытья жирной посуды "Сангель".
Результат - см. фото:
Результат объяснимый - в составе таких средств есть щелочь (для расщепления жира) и иногда - гипохлорид натрия, что позволяет частично убрать защитную пленку оксида алюминия, а медь в ЦАМе, наоборот, образует оксид черного цвета.
Рецепт (примерный, т.к. все фигурки лежали в обной посуде одинаковое время, но эффект проявился в разной степени): на 200-250 мл воды несколько капель "Сангеля" (до 1 мл - определяется на глаз), перемешать, т.к. гель густой и поначалу собирается на дне. Теперь можно помещать фигурки из ЦАМа. После промывания водой и подсушивания фигурок я по рекомендации ДМБ-84 взял твердый ластик ("Архитектор") и потер им фигурки.
Процесс идет несколько часов (я часть фигур, наиболее "запластилиненных", оставил на ночь), в отличие от минутного травления кислотами, но есть ряд плюсов - нет опасных испарений; контакт средства с кожей намного безопаснее, чем контакт кислот (но глаза от попадания все равно лучше беречь!); подобные средства доступны в хозяйственных магазинах. При травлении концентрированными кислотами есть опасность разрушения фигурки, если хотя бы на 20-30 секунд передержать, тут процесс идет в спокойном режиме.
Предыстория: ребенок при игре вымазал матросов ЛКЗ толстым-толстым слоем пластилина (уж не знаю, с какими целями), пластилин счищали механически, скоблили, но жирный налет по всей поверхности и куски пластилина в складках остались. Для очистки матросов взял средство для мытья жирной посуды "Сангель".
Результат - см. фото:
Результат объяснимый - в составе таких средств есть щелочь (для расщепления жира) и иногда - гипохлорид натрия, что позволяет частично убрать защитную пленку оксида алюминия, а медь в ЦАМе, наоборот, образует оксид черного цвета.
Рецепт (примерный, т.к. все фигурки лежали в обной посуде одинаковое время, но эффект проявился в разной степени): на 200-250 мл воды несколько капель "Сангеля" (до 1 мл - определяется на глаз), перемешать, т.к. гель густой и поначалу собирается на дне. Теперь можно помещать фигурки из ЦАМа. После промывания водой и подсушивания фигурок я по рекомендации ДМБ-84 взял твердый ластик ("Архитектор") и потер им фигурки.
Процесс идет несколько часов (я часть фигур, наиболее "запластилиненных", оставил на ночь), в отличие от минутного травления кислотами, но есть ряд плюсов - нет опасных испарений; контакт средства с кожей намного безопаснее, чем контакт кислот (но глаза от попадания все равно лучше беречь!); подобные средства доступны в хозяйственных магазинах. При травлении концентрированными кислотами есть опасность разрушения фигурки, если хотя бы на 20-30 секунд передержать, тут процесс идет в спокойном режиме.
Вернуться в «Мастера и производители»
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 8 гостей