Почему же все-таки "Дикий Запад"?
Добавлено: Вт фев 19, 2008 10:23 pm
Старушка Европа никогда не испытывала недостатка в храбрецах и сорви-головах. Русские егеря и казаки, австрийские граничары и шевалежеры, французские зуавы (а немногим ранее Наполеоновские гвардейцы), баварские горные егеря, итальянские берсальеры, шотландские горные стрелки… Список можно продолжать и продолжать. Можно вспомнить турецких янычар, добавить в список ирландских гренадеров… Однако наибольшей популярностью среди изготовителей и коллекционеров игрушечных солдатиков пользуется именно тема «Дикого запада». Ковбои, индейцы и охотники-трапперы.
В чем же здесь дело? Тем более, что эта популярность к теме Дикого Запада пришла еще до появления массовых ковбойских фильмов и книг- вестернов? Что-то здесь не увязывается, решил я и предпринял небольшое исследование.
Обычно пути решения любой проблемы можно найти, просто изучив историю её возникновения. Поэтому я и начал с изучения исторических материалов по Дикому западу. Хотя их в моем распоряжении было очень немного, да и те представлены преимущественно детскими книжками «про индейцев» кое-что выяснить все таки удалось.
Как известно поначалу территория новых колоний в Северной Америке была для Европейских стран местом ссылки для уголовников и политических преступников.
После того как в Америке появились постоянные поселения европейцев, на новый континент ринулось огромное количество искателей приключений — авантюристов из Старого Света. Их прельщали несметные сокровища индейцев, золото и новые плодородные земли. Многие колонисты были на Родине не в ладах с законом. Не удивительно поэтому, что нравы на Диком Западе царили жестокие. Прав был тот, кто был сильнее, быстрее и хитрее. И кто стрелял точенее и проворнее. Своё достоинство и имущество поселенцам приходилось отстаивать с оружием в руках.
Гонимые властями или голодом переселенцы приплывали в Америку на кораблях, устремлялись в глубь материка на фургонах, запряжённых волами. Они основывали новые города, соединяли их железными дорогами. Даже совсем небольшие городишки в три улицы имели свой банк, магазин и салун. Шериф, коновал, пастор и кузнец были наиболее уважаемыми людьми в городе.
Долгое время, а точнее до конца 19 века европейским странам небыло никакого дела до индейских войн и вообще до всего, что происходило в Америке. Некоторое оживление вызвала только гражданская война в США. И то не столько масштабностью или новизной происходящих событий сколько чисто экономическими причинами – война была чревата переделкой традиционных рынков сбыта. В чем же тогда дело?
Как это водится на Диком Западе, не обошлось без рекламы.
Самый большой вклад в создание мифа о Диком Западе внес или Уильям Фредерик Коуди (1846 — 1917 гг.) больше известный под псевдонимом Буффало Билл. Уроженец штата Айова, он знал Запад не понаслышке: ему довелось поработать конным почтальоном, охотником на бизонов и разведчиком во время Индейских войн. Однако ковбоем он не был. Это его ничуть не смущало и, заметив растущий в начале 80-х годов XIX века интерес публики к американскому Западу, Буффало Билл решил не упускать момент. В 1883 году он организовал представление «Дикий Запад». Ковбои и индейцы, одетые в безупречно чистые костюмы, разыгрывали битвы и набеги. Артисты демонстрировали виртуозную верховую езду, метание лассо и стрельбу по мишеням.
По воспоминаниям современников, это шоу пользовалось бешенной популярностью как в самой Америке так и во всех европейских странах. Промашка случилась только в России, где казаки, горцы и среднеазиатские джигиты – текинцы демонстрировали гораздо более высокий уровень верховой езды. Известный русский журналист того времени В. Гиляровский писал, что после небольшого выяснения отношений и демонстрации некоторых приемов вольтижеровки ковбои из труппы Буфалло Билла признали в русских казаках своих старших братьев (подробнее см. В.Гиляровский. «Москва газетная»).
В труппу Буфалло принимали и настоящих героев Дикого Запада. Одной из звезд шоу «Дикий Запад» был «Бычок Тейлор» (подлинное имя Уильям Леви). Настоящий техасский ковбой, он был прекрасным наездником и знал пару-тройку фокусов с лассо. Костюм Бычка стал эталоном «настоящей» ковбойской одежды: широкополая «стетсоновская» шляпа, шпоры, клетчатая рубашка, яркий шейный платок, джинсы и затейливо украшенные аппликацией сапоги.
Сражавшийся с индейцами и хорошо знавший их быт Буффало Билл преклонялся перед их отвагой и ловкостью. Но для шоу ему требовались живописные злодеи, которым противостоят благородные ковбои. Индейцы подходили на эту роль по всем статьям. Однако этот образ, запечатленный в сознании зрителей, чудовищно исказил образ коренных жителей Северной Америки.
Надо сказать, что на самом деле и ковбои, и охотники – трапперы и поселенцы-фермеры старались строить отношения с местным коренным населением по принципу «худой мир лучше доброй ссоры». Поначалу земли хватало на всех, а благодаря разному образу жизни их интересы практически не сталкивались.
К сожалению, так продолжалось не долго. Уже в начале 19 века проблема «индейских войн» и «бесхозных» (точнее индейских земель) превратилась в главную головную болью правительства США. Ей он и оставалась на протяжении всего 19 века.
Соотношение сил с самого начала было не в пользу индейцев. И дело не только в столкновении цивилизации, застывшей на уровне каменного века с машинной цивилизацией 19 века. Индейцы в этой войне не имели даже элементарного численного превосходства над пришельцами. Эпидемии оспы (1781 и 1837гг) и холеры (1849 г) чуть ли не в двое сократили численность индейских племен Северной Америки.
Поводов для конфликтов «на бытовой почве» находилось очень много. Индейцы всегда защищались, и всегда оказывались виноваты. Когда в середине 19 века в Дакоте на территории индейцев-сиу обнаружили золото, туда тысячами стали прибывать золотоискатели, попирая права местных жителей – индейцев племени сиу. Индейцы атаковали золотоискателей, уничтожив их поселения и прииски. Правительство США отправило на усмирение индейцев войска, в том числе и Седьмую кавалерийскую бригаду под командованием генерала Джорджа Армстронга Кастера. 25 июня 1876 года 215 кавалеристов бригады под командованием самого генерала попали в засаду, устроенную индейцами племен сиу и шайен. В течение часа индейцы перебили всю бригаду. Трупы многих бледнолицих были изувечены. По мнению ряда авторитетных исследователей столь беспощадное обращение с противником со стороны индейцев было связано с тем, что в их глазах Кастор и его солдаты были клятвоприступниками, нарушившими ВСЕ ранее заключенные соглашения.
Именно эти и подобные им события индейских войн послужили поводом для создания легенд о Фронтире и Диком Западе.
Последняя вспышка индейских войн произошла почти через столетие после официального «усмирения». Небольшой индейский поселок в местечке Вудел-ли снова стал местом военных действий в 1973 году, когда несколько сот индейцев из племени Сиу успешно противостояли американской полиции и национальной гвардии. Подавить этот мятеж американцам удалось только спустя несколько месяцев, применив танки и боевые вертолеты.
В чем же здесь дело? Тем более, что эта популярность к теме Дикого Запада пришла еще до появления массовых ковбойских фильмов и книг- вестернов? Что-то здесь не увязывается, решил я и предпринял небольшое исследование.
Обычно пути решения любой проблемы можно найти, просто изучив историю её возникновения. Поэтому я и начал с изучения исторических материалов по Дикому западу. Хотя их в моем распоряжении было очень немного, да и те представлены преимущественно детскими книжками «про индейцев» кое-что выяснить все таки удалось.
Как известно поначалу территория новых колоний в Северной Америке была для Европейских стран местом ссылки для уголовников и политических преступников.
После того как в Америке появились постоянные поселения европейцев, на новый континент ринулось огромное количество искателей приключений — авантюристов из Старого Света. Их прельщали несметные сокровища индейцев, золото и новые плодородные земли. Многие колонисты были на Родине не в ладах с законом. Не удивительно поэтому, что нравы на Диком Западе царили жестокие. Прав был тот, кто был сильнее, быстрее и хитрее. И кто стрелял точенее и проворнее. Своё достоинство и имущество поселенцам приходилось отстаивать с оружием в руках.
Гонимые властями или голодом переселенцы приплывали в Америку на кораблях, устремлялись в глубь материка на фургонах, запряжённых волами. Они основывали новые города, соединяли их железными дорогами. Даже совсем небольшие городишки в три улицы имели свой банк, магазин и салун. Шериф, коновал, пастор и кузнец были наиболее уважаемыми людьми в городе.
Долгое время, а точнее до конца 19 века европейским странам небыло никакого дела до индейских войн и вообще до всего, что происходило в Америке. Некоторое оживление вызвала только гражданская война в США. И то не столько масштабностью или новизной происходящих событий сколько чисто экономическими причинами – война была чревата переделкой традиционных рынков сбыта. В чем же тогда дело?
Как это водится на Диком Западе, не обошлось без рекламы.
Самый большой вклад в создание мифа о Диком Западе внес или Уильям Фредерик Коуди (1846 — 1917 гг.) больше известный под псевдонимом Буффало Билл. Уроженец штата Айова, он знал Запад не понаслышке: ему довелось поработать конным почтальоном, охотником на бизонов и разведчиком во время Индейских войн. Однако ковбоем он не был. Это его ничуть не смущало и, заметив растущий в начале 80-х годов XIX века интерес публики к американскому Западу, Буффало Билл решил не упускать момент. В 1883 году он организовал представление «Дикий Запад». Ковбои и индейцы, одетые в безупречно чистые костюмы, разыгрывали битвы и набеги. Артисты демонстрировали виртуозную верховую езду, метание лассо и стрельбу по мишеням.
По воспоминаниям современников, это шоу пользовалось бешенной популярностью как в самой Америке так и во всех европейских странах. Промашка случилась только в России, где казаки, горцы и среднеазиатские джигиты – текинцы демонстрировали гораздо более высокий уровень верховой езды. Известный русский журналист того времени В. Гиляровский писал, что после небольшого выяснения отношений и демонстрации некоторых приемов вольтижеровки ковбои из труппы Буфалло Билла признали в русских казаках своих старших братьев (подробнее см. В.Гиляровский. «Москва газетная»).
В труппу Буфалло принимали и настоящих героев Дикого Запада. Одной из звезд шоу «Дикий Запад» был «Бычок Тейлор» (подлинное имя Уильям Леви). Настоящий техасский ковбой, он был прекрасным наездником и знал пару-тройку фокусов с лассо. Костюм Бычка стал эталоном «настоящей» ковбойской одежды: широкополая «стетсоновская» шляпа, шпоры, клетчатая рубашка, яркий шейный платок, джинсы и затейливо украшенные аппликацией сапоги.
Сражавшийся с индейцами и хорошо знавший их быт Буффало Билл преклонялся перед их отвагой и ловкостью. Но для шоу ему требовались живописные злодеи, которым противостоят благородные ковбои. Индейцы подходили на эту роль по всем статьям. Однако этот образ, запечатленный в сознании зрителей, чудовищно исказил образ коренных жителей Северной Америки.
Надо сказать, что на самом деле и ковбои, и охотники – трапперы и поселенцы-фермеры старались строить отношения с местным коренным населением по принципу «худой мир лучше доброй ссоры». Поначалу земли хватало на всех, а благодаря разному образу жизни их интересы практически не сталкивались.
К сожалению, так продолжалось не долго. Уже в начале 19 века проблема «индейских войн» и «бесхозных» (точнее индейских земель) превратилась в главную головную болью правительства США. Ей он и оставалась на протяжении всего 19 века.
Соотношение сил с самого начала было не в пользу индейцев. И дело не только в столкновении цивилизации, застывшей на уровне каменного века с машинной цивилизацией 19 века. Индейцы в этой войне не имели даже элементарного численного превосходства над пришельцами. Эпидемии оспы (1781 и 1837гг) и холеры (1849 г) чуть ли не в двое сократили численность индейских племен Северной Америки.
Поводов для конфликтов «на бытовой почве» находилось очень много. Индейцы всегда защищались, и всегда оказывались виноваты. Когда в середине 19 века в Дакоте на территории индейцев-сиу обнаружили золото, туда тысячами стали прибывать золотоискатели, попирая права местных жителей – индейцев племени сиу. Индейцы атаковали золотоискателей, уничтожив их поселения и прииски. Правительство США отправило на усмирение индейцев войска, в том числе и Седьмую кавалерийскую бригаду под командованием генерала Джорджа Армстронга Кастера. 25 июня 1876 года 215 кавалеристов бригады под командованием самого генерала попали в засаду, устроенную индейцами племен сиу и шайен. В течение часа индейцы перебили всю бригаду. Трупы многих бледнолицих были изувечены. По мнению ряда авторитетных исследователей столь беспощадное обращение с противником со стороны индейцев было связано с тем, что в их глазах Кастор и его солдаты были клятвоприступниками, нарушившими ВСЕ ранее заключенные соглашения.
Именно эти и подобные им события индейских войн послужили поводом для создания легенд о Фронтире и Диком Западе.
Последняя вспышка индейских войн произошла почти через столетие после официального «усмирения». Небольшой индейский поселок в местечке Вудел-ли снова стал местом военных действий в 1973 году, когда несколько сот индейцев из племени Сиу успешно противостояли американской полиции и национальной гвардии. Подавить этот мятеж американцам удалось только спустя несколько месяцев, применив танки и боевые вертолеты.