Почему же все-таки "Дикий Запад"?

Все про игрушечных индейцев, 7-ю кавалерию и т.д.
Председатель
Сообщения: 1522
Зарегистрирован: Пт мар 16, 2007 10:11 pm
Откуда: Москва, Лефортово

Почему же все-таки "Дикий Запад"?

Сообщение Председатель » Вт фев 19, 2008 10:23 pm

Старушка Европа никогда не испытывала недостатка в храбрецах и сорви-головах. Русские егеря и казаки, австрийские граничары и шевалежеры, французские зуавы (а немногим ранее Наполеоновские гвардейцы), баварские горные егеря, итальянские берсальеры, шотландские горные стрелки… Список можно продолжать и продолжать. Можно вспомнить турецких янычар, добавить в список ирландских гренадеров… Однако наибольшей популярностью среди изготовителей и коллекционеров игрушечных солдатиков пользуется именно тема «Дикого запада». Ковбои, индейцы и охотники-трапперы.

В чем же здесь дело? Тем более, что эта популярность к теме Дикого Запада пришла еще до появления массовых ковбойских фильмов и книг- вестернов? Что-то здесь не увязывается, решил я и предпринял небольшое исследование.
Обычно пути решения любой проблемы можно найти, просто изучив историю её возникновения. Поэтому я и начал с изучения исторических материалов по Дикому западу. Хотя их в моем распоряжении было очень немного, да и те представлены преимущественно детскими книжками «про индейцев» кое-что выяснить все таки удалось.

Как известно поначалу территория новых колоний в Северной Америке была для Европейских стран местом ссылки для уголовников и политических преступников.
После того как в Америке появились постоянные поселения европейцев, на новый континент ринулось огромное количество искателей приключений — авантюристов из Старого Света. Их прельщали несметные сокровища индейцев, золото и новые плодородные земли. Многие колонисты были на Родине не в ладах с законом. Не удивительно поэтому, что нравы на Диком Западе царили жестокие. Прав был тот, кто был сильнее, быстрее и хитрее. И кто стрелял точенее и проворнее. Своё достоинство и имущество поселенцам приходилось отстаивать с оружием в руках.
Гонимые властями или голодом переселенцы приплывали в Америку на кораблях, устремлялись в глубь материка на фургонах, запряжённых волами. Они основывали новые города, соединяли их железными дорогами. Даже совсем небольшие городишки в три улицы имели свой банк, магазин и салун. Шериф, коновал, пастор и кузнец были наиболее уважаемыми людьми в городе.
Долгое время, а точнее до конца 19 века европейским странам небыло никакого дела до индейских войн и вообще до всего, что происходило в Америке. Некоторое оживление вызвала только гражданская война в США. И то не столько масштабностью или новизной происходящих событий сколько чисто экономическими причинами – война была чревата переделкой традиционных рынков сбыта. В чем же тогда дело?

Как это водится на Диком Западе, не обошлось без рекламы.

Самый большой вклад в создание мифа о Диком Западе внес или Уильям Фредерик Коуди (1846 — 1917 гг.) больше известный под псевдонимом Буффало Билл. Уроженец штата Айова, он знал Запад не понаслышке: ему довелось поработать конным почтальоном, охотником на бизонов и разведчиком во время Индейских войн. Однако ковбоем он не был. Это его ничуть не смущало и, заметив растущий в начале 80-х годов XIX века интерес публики к американскому Западу, Буффало Билл решил не упускать момент. В 1883 году он организовал представление «Дикий Запад». Ковбои и индейцы, одетые в безупречно чистые костюмы, разыгрывали битвы и набеги. Артисты демонстрировали виртуозную верховую езду, метание лассо и стрельбу по мишеням.
По воспоминаниям современников, это шоу пользовалось бешенной популярностью как в самой Америке так и во всех европейских странах. Промашка случилась только в России, где казаки, горцы и среднеазиатские джигиты – текинцы демонстрировали гораздо более высокий уровень верховой езды. Известный русский журналист того времени В. Гиляровский писал, что после небольшого выяснения отношений и демонстрации некоторых приемов вольтижеровки ковбои из труппы Буфалло Билла признали в русских казаках своих старших братьев (подробнее см. В.Гиляровский. «Москва газетная»).

В труппу Буфалло принимали и настоящих героев Дикого Запада. Одной из звезд шоу «Дикий Запад» был «Бычок Тейлор» (подлинное имя Уильям Леви). Настоящий техасский ковбой, он был прекрасным наездником и знал пару-тройку фокусов с лассо. Костюм Бычка стал эталоном «настоящей» ковбойской одежды: широкополая «стетсоновская» шляпа, шпоры, клетчатая рубашка, яркий шейный платок, джинсы и затейливо украшенные аппликацией сапоги.
Сражавшийся с индейцами и хорошо знавший их быт Буффало Билл преклонялся перед их отвагой и ловкостью. Но для шоу ему требовались живописные злодеи, которым противостоят благородные ковбои. Индейцы подходили на эту роль по всем статьям. Однако этот образ, запечатленный в сознании зрителей, чудовищно исказил образ коренных жителей Северной Америки.
Надо сказать, что на самом деле и ковбои, и охотники – трапперы и поселенцы-фермеры старались строить отношения с местным коренным населением по принципу «худой мир лучше доброй ссоры». Поначалу земли хватало на всех, а благодаря разному образу жизни их интересы практически не сталкивались.
К сожалению, так продолжалось не долго. Уже в начале 19 века проблема «индейских войн» и «бесхозных» (точнее индейских земель) превратилась в главную головную болью правительства США. Ей он и оставалась на протяжении всего 19 века.
Соотношение сил с самого начала было не в пользу индейцев. И дело не только в столкновении цивилизации, застывшей на уровне каменного века с машинной цивилизацией 19 века. Индейцы в этой войне не имели даже элементарного численного превосходства над пришельцами. Эпидемии оспы (1781 и 1837гг) и холеры (1849 г) чуть ли не в двое сократили численность индейских племен Северной Америки.

Поводов для конфликтов «на бытовой почве» находилось очень много. Индейцы всегда защищались, и всегда оказывались виноваты. Когда в середине 19 века в Дакоте на территории индейцев-сиу обнаружили золото, туда тысячами стали прибывать золотоискатели, попирая права местных жителей – индейцев племени сиу. Индейцы атаковали золотоискателей, уничтожив их поселения и прииски. Правительство США отправило на усмирение индейцев войска, в том числе и Седьмую кавалерийскую бригаду под командованием генерала Джорджа Армстронга Кастера. 25 июня 1876 года 215 кавалеристов бригады под командованием самого генерала попали в засаду, устроенную индейцами племен сиу и шайен. В течение часа индейцы перебили всю бригаду. Трупы многих бледнолицих были изувечены. По мнению ряда авторитетных исследователей столь беспощадное обращение с противником со стороны индейцев было связано с тем, что в их глазах Кастор и его солдаты были клятвоприступниками, нарушившими ВСЕ ранее заключенные соглашения.

Именно эти и подобные им события индейских войн послужили поводом для создания легенд о Фронтире и Диком Западе.

Последняя вспышка индейских войн произошла почти через столетие после официального «усмирения». Небольшой индейский поселок в местечке Вудел-ли снова стал местом военных действий в 1973 году, когда несколько сот индейцев из племени Сиу успешно противостояли американской полиции и национальной гвардии. Подавить этот мятеж американцам удалось только спустя несколько месяцев, применив танки и боевые вертолеты.

Аватара пользователя
Чигначгук
Сообщения: 1799
Зарегистрирован: Пт мар 02, 2007 10:30 pm
Откуда: Москва

Сообщение Чигначгук » Вс мар 23, 2008 10:00 pm

Легенды о ганфайтерах ДЗ. Как ни странно взято с сайта, посвященного выживанию после апокалипсиса:
http://postnuclear.lasvik.ru/

Данная статья печаталась «в час по чайной ложке» в питерском журнале «Ружье Оружие и амуниция» в начачале двухтысячных. Долго, много номеров, с илюстрациями (в том числе с изображением оружия знаменитых ганфайтеров)
Данная статья новый перевод (штатовский первоисточник), без илюстраций. Взято с же жо Дивова.
Тема оружия, поединков отдельных людей и мелких групп. Недаром же очнеь многие постапокалиптические произведения перекликаються с «вестернами».
--
The Beast: Один великолепный миф.
"На что годится шестизарядник? Только швырнуть его противнику в лоб!"
Бак Робертс, охотник за головами

В массовом сознании легендарные "ганфайтеры" Дикого Запада устойчиво ассоциируются с револьвером. Иногда с двумя револьверами. Это не совсем верно. Конечно, полковник Кольт основательно всех подровнял. Но магазинная винтовка со скобой Генри поставила некоторых над другими. Бак "Бакшот" Робертс отстреливал людей из винчестера. И неплохо зарабатывал.

Совет Робертса по применению "шестизарядника" был однажды исполнен буквально. "Дикий Билл" Хикок, оставшись без патронов, запустил врагу разряженным револьвером в голову.

И убил его на фиг.

НА ЧТО ГОДИТСЯ ШЕСТИЗАРЯДНИК
герои Дикого Запада - с револьверами и без них

любой из фактов, приведенных в этом тексте, сомнителен - как любой факт из истории "вольных стрелков" Фронтира

Каждый миф однажды подвергается ревизии. Чем объемнее и ярче миф, тем злее его развенчивают. Револьвер эпохи Фронтира - успешный коммерческий проект с полуторавековой историей. Реплики старых "Кольтов" пользуются спросом по сей день. Журналиста, претендующего на объективное освещение фактов, этот культ раздражает. Ведь оружие с тактическими характеристиками револьвера просто не могло доминировать на Диком Западе. Журналист поднимает статистику и видит, что револьверов в указанную эпоху производили меньше, чем любого другого "огнестрела". Копаясь в мемуарах, узнает, что даже такие мастера "ганфайта" как Уайат Эрп и Бет Мастерсон убили из револьверов подозрительно мало народу. И что в шоу Буффало Билла стреляли преимущественно из винтовок. Наконец он читает историческое высказывание Бака Робертса о "шестизаряднике". Журналист удовлетворенно кивает, ставит на изобретении полковника Кольта жирный крест и пишет статью про то, "как все было на самом деле".


Таким "объективистским" текстам несть числа. Год от года они все жестче и резче. Встречаются даже утверждения, что револьвер сыграл в истории Дикого Запада чисто декоративную роль. Противники револьвера упирают на логику: извлечение массивного "сорок пятого" из кобуры было совсем не быстрым делом, оружие часто давало осечки, дымный порох мешал целиться - и так далее. Разумные, в принципе, замечания. Но когда на их основе делается вывод, будто дееспособные мужчины носили револьверы только для внушительности, как знак статуса... Хочется покрутить пальцем у виска. Доверие и уважение к револьверу возникло не на пустом месте. "Шестизарядники" пришли в гражданскую жизнь с фронтов Гражданской войны. И тот, кто надевал пояс-патронташ с револьвером в кобуре, обычно умел этим хозяйством распоряжаться ловко и эффективно.

Да, самым массовым орудием убийства на Диком Западе во второй половине XIX века было что угодно, только не револьвер. Издали убивали из винтовок, вблизи - из дробовиков, часто обрезанных. В ситуации "последнего шанса" стреляли из крошечных одно-двухзарядных пистолетов. Сообразность оружия задаче - вот что стояло во главе угла. Грубо говоря, на водокачку в засаду лезли с ружьем, а в постели под подушкой лежал "дерринджер". Где-то посередине было место для револьвера.

Изначально револьвер - кавалерийское оружие, как и его предшественник, пистолет. Первые револьверы были капсюльными, раздельного заряжания. Можете представить, какая морока зарядить капсюльный "Кольт", но возможность сделать шесть выстрелов окупала всё. Гражданская война 1861-65 годов стала тем переломным моментом, когда американские драгуны перестали махать саблями. Теперь они стреляли. В атаку брали минимум два "шестизарядника", обычно четыре, иногда до шести (!). Роль револьвера в тактике конного боя северян наверняка преувеличена. Кто-то считает, что она была решающей. Для нас это не так важно. Главное другое: Гражданская война породила целое поколение стрелков, виртуозно обращавшихся с короткоствольным многозарядным оружием. Была разработана техника "ганфайта" - быстрой упреждающей стрельбы на поражение - и четко определены задачи, которые револьвер может и должен решать.

Другой разговор, что ловкость в обращении с "Кольтом" не компенсирует отсутствия здравого смысла и опыта. Меткий стрелок мог быть плохим тактиком. Эл Дженнингс, приятель О.Генри, его консультант по рассказам "Налет на поезд" и "Дороги, которые мы выбираем", смог ограбить пассажирский состав только с третьей попытки. В первый раз он, подражая легендарному Джесси Джеймсу, просто встал на рельсы - и чудом выпрыгнул из-под паровоза. Во второй раз открыл пальбу, а машинист приветственно махнул рукой в ответ. Наконец задуманное преступление удалось Элу. Добыча составила шестьдесят долларов и пару ботинок. Ботинки Дженнингс снял чисто по злости с безвестного коммивояжера.

Деревенский недотепа. Трудно поверить, что он носил револьвер с ампутированным спусковым крючком, практиковал "интуитивное прицеливание" и легко попадал от бедра человеку в голову. Но скрываясь от правосудия в Гондурасе, Дженнингс именно таким образом убил некоего латиноамериканского мачо, пытавшегося зарезать некоего Портера.

В свою очередь О.Генри выручил повзрослевшего и поумневшего Эла. Ввел отставного грабителя в нью-йоркский литературный "свет", а там уж Дженнингс развернулся. Завалы бессовестного трёпа о Фронтире, успешно проданного Элом, до сих пор не могут толком разгрести. Дженнингса не любят и ставят в пример как образец неумеренного самолегендирования. Тем не менее, перу Эла принадлежит чудесная документальная повесть об О.Генри, исполненая типично "огенриевской" светлой грусти.

Элу "Полковнику" Дженингсу не нашлось места в пантеоне героев Фронтира. Достижения его были мизерны, а бахвальство чрезмерно. Но две черты характера роднят этого трепача с самыми яркими из людей-легенд. Эл очень быстро учился. И как все герои Дикого Запада, умершие своей смертью, Дженнингс шестым чувством вычислил момент, когда следовало "отцепить от пояса револьвер".

А ведь был действительно быстрый стрелок.

*****

У каждого вида и подвида оружия были свои мастера и эксперты. Всегда. И никогда мастерство не гарантировало выживания. Спартак рубился коротким обоюдоострым мечом. Его задавили массой легионеры. У полковника Боуи был громадный тесак с полуторной заточкой. Его убила толпа солдат. Пушкин попадал в карту с десяти шагов из капсюльного пистолета. Его смертельно ранил один-единственный Дантес. "Дикого Билла" Хикока, блестяще орудовавшего револьвером (даже без патронов), застрелили тоже из револьвера - в затылок. На вопрос судьи: "Если ты так ненавидел Хикока, какого черта не выстрелил ему, как мужчина, в лицо?!", обвиняемый скромно ответил: "Я же не самоубийца".

Считается, что ношение оружия предполагает готовность к отражению атаки. Тем не менее, Пэта Гаррета преспокойно убил из засады какой-то молодой балбес. А вот Уайата Эрпа не убили вообще. А Док Холидэй просто умер молодым. Хотя желающих расквитаться с этими господами было полно. Но кто рискнет утверждать, будто у Гаррета голова кружилась от успехов, Эрп оказался для пули чересчур умен, а Холидэй слишком везуч? Это была бы ошибка. Человек не может находиться в ожидании нападения круглосуточно по многу лет. От такого теряют рассудок и гибнут. И выходит, Гаррета убили когда смогли, Эрпа просто не успели, а Холидэй всех надул - чего еще ждать от картежника.

Конечно если ситуация предоставляет хоть какие-то шансы, специалист использует их все. И из своего оружия он выжмет максимум. Чтобы укокошить пресловутого "Бакшота" Робертса, старого уже (и, видимо, подслеповатого), понадобилось шестеро молодых стрелков, причем выжило только пятеро. Шестеро же бандитов встали против четверых "законников" на задворках О'Кей Корраля в аризонском Тумстоуне. Результат: три трупа "плохих", все "хорошие" живы. Мы еще подумаем над случаем Робертса - история умалчивает, зачем смертоносный дед полез в ближний бой, теряя преимущество винтовки над короткостволом. А вот в Тумстоуне имел место классический "ганфайт", револьверы с обеих сторон. И те, кто стреляли лучше - победили.

Получается, когда от "шестизарядника" не требуют невозможного, он очень даже годится. Его козыри - маневр огнем и скорострельность. Револьвер актуален для профессий, предполагающих убийство в салунах, саунах и сортирах. Револьвер идет в ход, если опустел магазин винчестера, враги уже вплотную, а ты почему-то еще жив. Наконец, "шестизарядником" не обязательно кидать в лоб. Можно просто дать по черепу и уволочь оглушенного хулигана в кутузку трезветь.

А можно убить шерифа, протягивая ему свое оружие рукояткой вперед. Но только неопытного шерифа, потому что подлый прием "штопор агента" - с проворотом револьвера на пальце и выстрелом - опытному шерифу знаком.

*****

Стал ли револьвер хоть для кого-то единственным "стволом" на все случаи жизни? Можно сказать о ком-то "человек револьвера"? Рискнем утверждать: никогда, ни о ком. Даже малорослый Билли Кид временами брался за винтовку, хотя ему был не очень удобен стандартный приклад.

Оружие просто инструмент. Как нет отвертки на все случаи жизни, так нет и универсального "ствола". На Диком Западе в людей стреляли относительно редко. Все больше дичь били. В чистом поле, когда вокруг бегает мясо, с револьвером останешься голодным. Обидно, да?

Хорошо, подумаем о боевом применении. Со ста шагов пошел с револьвером на винтовку - покойник. Двадцать шагов, полез с "дерринджером" на револьвер - труп. У револьвера хорошие шансы против дробовика, но ты сначала попади - а там в двух стволах картечь.

Конечно любая перестрелка это война нервов, в которой опытный убийца получит фору. Но давайте поймем, что не-убийц на Фронтире не было. Отстрел животных в пищу или на продажу - достаточная подготовка к огневому контакту с заведомым подонком. И пусть он умрет сегодня, а ты завтра. Если тебе повезло, для замаливания грехов есть церковь. Если не повезло... Опять-таки церковь пригодится. А разбойник все равно не жилец.

Собственно так на Фронтире и происходило. Вслед за драматической историей "бандиты напали на мирного скотовода" обычно наступал второй акт драмы - "толпа мирных скотоводов гонит бандитов к мексиканской границе". Руководил толпой обычно шериф или маршал. Дабы не было самосуда.

Совершенно точно что оружием такой толпы были магазинные винтовки. Револьвер только как "второй ствол" и то далеко не у каждого. Статистика подсказывает: "дерринджеров" тогда покупали в разы больше, чем револьверов. Чтобы всадить пулю грабителю в живот и убежать, не оглядываясь. Это нормально. Обыватель не ввязывается в "ганфайт", револьвер не его оружие. Обыватель стреляет издали или припертый к стенке. Интерес к револьверам проснется снова с появлением стандарта "велодог". Но это будут другие револьверы для другой жизни. И их потеснят маленькие пистолетики, обобщенно именуемые "браунингами". А Дикий Запад к тому времени станет вполне домашним.

*****

Вооруженный обыватель интересен авторам психологической прозы и репортерам криминальной хроники. Но для фиксации в исторической памяти масс этот персонаж недостаточно сакрален. Из всех возможных типажей "человека с ружьем" в истории остаются лишь четверо. Солдат, бандит, полицейский, охотник. Большинство героев Дикого Запада успело примерить на себя все эти роли.

Солдат, бандит, шериф... Детство каждого из них проходило с оружием в руках: мальчишки рано начинали помогать семье, стреляя дичь. Взрослея, почти все оставались охотниками-любителями, некоторые становились профессионалами, а немногие (подчеркнем это "немногие") выбирали мишени поопаснее. И хотя разбойник - персонаж, без которого миф Дикого Запада немыслим, давайте уточним раз и навсегда три ключевых момента.

Первое. Уровень беззакония на Диком Западе сильно преувеличен. Даже в крошечных поселениях были шерифы со штатом помощников. В городках покрупнее работали и госслужащие, "маршалы". Шерифы исполняли функции участковых, а маршалы - криминальной полиции. Существовали частные охранные фирмы, прикрывавшие соблазнительные для бандитов объекты. Своя охрана была на железной дороге. Шерифов и маршалов в трудных случаях поддерживала народная милиция. С учетом нелюбви к "понаехали тут" и поголовного умения попадать суслику в глаз ополчение было реальной силой.

Второе. Для населенных пунктов, в которые по выходным стекались "отдохнуть" скотоводы с окрестных ранчо, нормой был статус разоруженной зоны. На въезде стоял плакат "No firearms here", а офис шерифа совмещал функции камеры хранения и вытрезвителя. За убийство вешали. По решению суда. За убийство при самообороне оправдывали. Тоже через суд.

Третье. Нет оснований утверждать, что кто-то из знаменитых "отморозков" умер своей смертью. В единичных случаях они просто исчезали. А по подавляющему большинству легендарных убийц, грабителей и угонщиков скота есть заключение: догнали, застрелили, правильно сделали. Ну или догнали, отвезли к судье, повесили. Тоже правильно сделали.

Нет, не всегда суд был правым, доказательства неоспоримыми, а приговор разумным. И прошлое большинства шерифов, мягко говоря, туманно. И в целом народ на Фронтире селился не сахарный. И президент был далеко, а коррупция близко. Но людей Дикого Запада оправдывают некоторые обстоятельства. Давайте вспомним: совсем недавно закончилась война, гражданская, самая отвратительная из войн. Многие были на ней солдатами. А многие были солдатами еще до войны - и вполне законно, по приказу Родины, убивали индейцев.

Такая история: солдаты становятся бандитами, бандиты уходят в шерифы, охотники начинают охотиться на людей. А потом все они вместе идут на гражданскую войну. И после войны начинается форменный бред. Маниакально-револьверный психоз. Искусственное формирование мифов.

*****

К героям того времени применима формула, которой Терри Пратчетт характеризовал своего Коэна-Варвара: "легенда при жизни, жизнь при легенде". Пресса Штатов и Европы остро нуждалась в сенсациях любого толка. Сначала эти сенсации поставлял Фронтир, потом вахту приняла война, затем Фронтир послевоенный. Информацию никто не проверял, а "художественно оформить" факты считалось нормой. Помимо газетных публикаций большую роль в легендировании прототипов играли "дайм новелс", "десятицентовые романы", выпекавшиеся по следам горячих новостей как блины. Из живых еще и зачастую молодых людей штамповались символы. Герои-солдаты, герои-шерифы, герои-разбойники. Иногда авторы выезжали за материалом "на натуру", но это не сказывалось на правдоподобии текстов.

А вот тексты на прототипы влияли, да еще как! В мире, где человек узнает из газет: а) что стал знаменит; б) кого власти послали на его отстрел; в) за что, собственно, его ищут живым или мертвым... В таком мире с людьми случается всякое. Некоторые используют свою славу - зачастую цинично и артистично. Некоторые стараются уйти в тень. А кое-кто дуреет и принимается с упоением играть роль, навязанную ему общественным мнением.

ХИКОК. ГЕРОЙ-ПСИХОПАТ.

Бывает, человек по стечению обстоятельств приобретает незаслуженную славу героя-воина - и долго потом не может утихомириться. "Дикий Билл" Хикок (да-да, тот самый, что отбился от врага пустым револьвером) был живодер и псих. Начитавшись романов о приключениях великого скаута Кита Карсона, он пошел воевать, мечтая затмить его славу. В принципе, затмил. Памятник с могилы Хикока дважды (!) растаскивали на сувениры. Но единственный военный "подвиг" Билла, задокументированный надлежащим образом, это снайперское попадание из револьвера в безоружного старика, крикнувшего что-то непатриотичное проходящим мимо войскам.

Хикок был креатурой известного журналиста полковника Николса. Типичная "легенда при жизни". Анализируя историю Хикока, истерика и позера, хочется задать один вопрос: какого черта? Невероятные успехи Билла на Гражданской войне подтверждены лишь словами Кастера, полководца с репутацией враля. Разборки Хикока с обидчиками на поверку оборачиваются стрельбой в спину. В драку с медведицей, которая его чудом не загрызла, Дикий Билл ввязался по глупости. Исполнять обязанности шерифа предпочитал за игорным столом. Да, стрелял он будь здоров. И только.

Типичный дутый авторитет, поддерживавший свою репутацию постоянной готовностью застрелить любого, кто в нем усомнится.

Погиб Хикок в результате заговора. Он страшно всем надоел, будучи шерифом, а когда собрался в маршалы, тут его и прикончили. Орудием преступления стал тихий алкоголик Маккол, чьего брата Хикок убил (стыдно и грязно) двадцатью годами раньше. Маккол подошел со спины к шерифу, игравшему в карты, и выстрелил ему в затылок.

Брату Маккола было девять лет, когда Хикок убил его ударом мотыги. Хикок еще не был "Диким Биллом", а всего лишь "Уткой-Биллом". Ребенка угораздило приветствовать Хикока именно так. Никакой ответственности за то убийство Хикок не понес.

Хикок был настоящим "ганфайтером", виртуозом "шестизарядника". И хладнокровно вел себя под огнем. Одна его дуэль началась на дистанции почти в сто ярдов. Противник наступал, непрерывно паля. Хикок спокойно положил ствол револьвера на локоть согнутой левой руки и с семидесяти ярдов влепил пулю своему приятелю (да, приятелю) в голову.


To be continued

Аватара пользователя
Чигначгук
Сообщения: 1799
Зарегистрирован: Пт мар 02, 2007 10:30 pm
Откуда: Москва

Сообщение Чигначгук » Вс мар 23, 2008 10:02 pm

The Beast: На что годится шестизарядник. Окончание.

КОУДИ. ГЕРОЙ-АРТИСТ.

Литератор Джадсон, известный под псевдонимом "Нед Бантлайн", тоже был на Диком Западе не чужой. Дрался с семинолами, в войне поучаствовал - но из армии его выгнали быстро и решительно. За пьянство. Бросив пить, Бантлайн создал образ Буффало Билла. Таких "Бизоньих Биллов" в ту пору было множество, но автор "окопирайтил" одного - Вильяма Коуди, действительно талантливого охотника. Коуди с подачи Бантлайна бросил стрелять бизонов и переквалифицировался в шоумены. Успех был невероятный. Труппа Коуди "Дикий Запад" треть представлений давала в Европе. Снайпинг, конное родео, сценки из жизни на Фронтире. Разыгрывалось даже нападение на почтовый дилижанс - участвовали настоящие индейцы сиу с целым вождем во главе. Трудно поверить, что вождя звали Сидящий Бык, но многие утверждают именно это. Смерть Коуди стала всеамериканской трагедией и отодвинула с первых полос газет остальные новости бурного 1917 года.

Коуди не был "ганфайтером", зато его оружие - винчестер - принесло "Буффало Биллу" два рекорда отстрела бизонов, за день и за сезон, оставшиеся непревзойденными.

КАРСОН. ПРОСТО ГЕРОЙ.

Именно Неду Бантлайну приписывают разработку концепции "десятицентовых романов". Кое-что он написал сам, "Первое испытание Буффало Билла", например. Коуди относился к себе книжному с пониманием, как настоящий шоумен: это же реклама. А вот Кит Карсон, говорят, бесился. В мемуарах легендарного разведчика описан случай, когда женщина, взятая индейцами в заложницы, читала перед смертью роман о подвигах Карсона. Кит нашел эту книженцию рядом с трупом. Он опоздал спасти женщину на какую-то минуту, не по своей вине, а из-за грубой ошибки командира отряда.

Кстати, собственные мемуары Карсон надиктовал. Он был неграмотен. Книги ему пересказывали.

Карсон по "гражданской специальности" был траппером. Всю жизнь ходил с ружьем, но прославился не стрельбой, а поисковыми и разведывательными вылазками в тыл южан и на индейские территории.

ЭРП. ГЕРОЙ-МОЛЧУН.

Вряд ли Карсон был таким уж ангелом. Разве что на общем фоне. А фон был занятный. Все друг друга знали. "Дикий Билл" Хикок успел встретиться на фронте со своим кумиром Карсоном. Уайат Эрп тоже был знаком с Хикоком! И подтверждал, что стрелял тот отлично. Все они варились в одном котле. И вряд ли хоть кто-то был без греха.

Недаром в перестрелке возле О'Кей Корраля участвовал на стороне закона Док Холидэй, человек с крайне сомнительной репутацией. Но Уайат Эрп считал его своим другом.

К слову, эта вооруженная стычка, которую называют то "эпохальной", то "легендарной", на самом деле - легендированная. При ближайшем рассмотрении она выглядит заурядной полицейской операцией: пришли четверо брать шестерых, те выразили несогласие, начался "ганфайт"... "Эпохальный" статус перестрелка обрела из-за того, что стала толчком к масштабной зачистке окрестностей Тумстоуна. А может, само участие Эрпа и Холидэя ее обессмертило. Даже Эрпов и Холидэя - у Уайата было два брата-шерифа.

На имидж Эрпа играет то, что он ни разу не был ранен. Но некоторые проходили без царапины целые войны. У образа Эрпа есть другая поистине уникальная черта. Об Эрпе сложно узнать плохое. Его романтизируют, облагораживают, но мишура ложится на благодатную основу. Эрп совершенно точно не был болтуном и показушником. Может, в этом все и дело - он не нагородил о себе небылиц. Зато издал книгу о Доке Холидэе. Нормальный "десятицентовый роман".

Уайат Эрп, пожалуй, самый известный полисмен в истории Америки. Стрелок-универсал, в молодости ездил с винчестером, отбивая атаки на почтовые дилижансы, потом больше работал с револьверами. Но знаменит он вовсе не умением делать в людях дырки. Эрп был шерифом от Бога, расчетливым и харизматичным. Он мог в одиночку без единого выстрела вразумить и отправить по домам толпу линчевателей, явившихся за арестованным.

МАСТЕРСОН. ГЕРОЙ-БОЛТУН.

Вильям "Бет" Мастерсон, прирожденный хулиган, раздолбай и авантюрист, пройдя "школу Эрпа", всю жизнь старался копировать его сдержанную манеру разговора. Верное понимание роли оружия в полицейской работе, "наставление Мастерсона по стрелковому делу", уход из профессии в зените славы - это все от Эрпа. Молодой Бет был одно время помощником Уайата и сохранил об этом человеке самые светлые воспоминания. Оба они стали "героями Дикого Запада последней волны", закончившими карьеру служителей закона в начале XX века и умершими своей смертью много позже.

Природный артистизм сделал Бета фигурой не менее знаковой, чем Эрп. Мастерсон был хорошим полицейским, но временами уставал от этой работы, бросал ее и пускался во все тяжкие. Дурацкие аферы Бета - отдельная история. Его скандальная репутация спортивного импрессарио - совсем отдельная история. Его судьба спортивного журналиста (!) - песня.

Бету приписывали убийство то ли двадцати, то ли тридцати человек. На самом деле Мастерсон убил троих. Скажем так: по документам за ним числилось всего лишь три трупа. Но время от времени в кобуре Бета оказывался револьвер с двадцатью запилами на стволе. Он демонстрировал эту "пушку, из которой убил всех" заезжим простофилям и моментально продавал как сувенир. После чего пропивал выручку в компании друзей.

Подобно Эрпу, Бет был стрелком-универсалом. Исполняя служебные обязанности, старался не применять оружие, а нетрезвых буянов дубасил тростью. Не отсюда ли растут ноги у мифа о "статусном характере" револьвера на поясе?

Сколько Мастерсон ни подражал Эрпу, натура брала свое. Бет был контактен и любил поговорить. И очень хорошо - многое, сказанное им, достойно цитирования. Вот удачная реплика, оцените. Бету было 46 лет, когда он получил личное предложение президента "Тедди" Рузвельта стать маршалом Оклахомы.

- Оклахома все еще тяжелый штат, - ответил Бет. - Там каждый мальчишка будет считать долгом померяться со мной силами - из-за моей репутации. Я стану приманкой для молодцов, начитавшихся детективных романов. Мне придется постоянно убивать или быть убитым. Не вижу в этом никакого смысла.

Мудро сказано, правда? Славу, добрую ли, дурную ли, нельзя сбрасывать со счетов. Если ты знаменит, старайся, чтобы твоя известность не погубила тебя.

МАККОЛ. АНТИГЕРОЙ.

В комедийном вестерне Мела Брукса "Сверкающие седла" выведен такой персонаж - гениальный стрелок, который был настолько популярен, что его пытался убить буквально каждый встречный. В погоне за славой убийцы знаменитости. Шутки шутками, а эта гипербола имеет документальную основу. Когда был застрелен "Дикий Билл" Хикок, его убийца вскоре пал жертвой собственной глупости. Формально Маккол мстил за младшего брата - вы читали об этом выше. Но став героем, "убившим самого Дикого Билла", Маккол принялся трепаться об этом на всех перекрестках.

Примечательно, что Маккола сразу же после убийства отдали под суд... и оправдали. А ведь он прикончил шерифа. И пуля в затылок по "понятиям" Фронтира была недопустима даже ради кровной мести. Но присяжные вынесли оправдательный вердикт - вот до какой степени всем в городе надоел "Дикий Билл"! А Маккол, легко отделавшись, возомнил себя героем-мстителем, захотел урвать свою толику славы и вскоре доболтался. Его, что называется, поймали на слове. Он был задержан на более цивилизованной территории, где "понизовая вольница" Фронтира приравнивалась к беззаконию. Судим по второму разу и повешен.

Интересная деталь: если отчет о первом судебном процессе рисует Маккола полным ничтожеством, то на повторном суде он уже выглядит весьма уверенно, а на эшафоте ведет себя просто героически.

Представьте, как Маккол гордился бы, узнав, что номер револьвера, из которого он стрелял, сохранится в веках, и даже пуля, убившая "Дикого Билла" станет легендой. Развалив голову Хикока, эта пуля засела в руке его карточного партнера. Врач по какой-то причине не стал ее извлекать. Раненый проходил (точнее проплавал, он был лоцманом) с этой пулей еще лет двадцать. Когда его похоронили, газеты писали: "Похоронена пуля, убившая Дикого Билла".

РОБЕРТС. ГЕРОЙ, УБИТЫЙ РОБЕРТСОМ.

А почему, собственно, "похороны пули" не событие? Ведь если верить Кастеру, однажды "Дикий Билл" за один присест ухлопал из винтовки тридцать шесть вражеских солдат. Противник засек снайпера, генерал приказал атаковать, но тут Хикок и генерала застрелил тоже, повергнув врага в паническое бегство.

Герой.

Обратите внимание - молодой Хикок прекрасно управлялся с длинноствольным оружием. Неважно, тридцать шесть солдат он "снял" или ни одного, действительно "Дикий Билл" не всегда был накрепко привязан к револьверу. И возможно, история взаимоотношений Хикока с револьвером прольет свет на тайну гибели "Бакшота" Робертса, фанатичного поклонника винчестера.

Бак Робертс, автор бессмертного совета по использованию "шестизарядника", тоже легенда Дикого Запада. Он был bounty hunter. Эта профессия существует в Штатах до сих пор. На русский ее название традиционно переводят как "охотник за головами".

Робертс отстреливал "заказанных" властями граждан чрезвычайно успешно, пока не переоценил себя, атаковав в лоб банду Билли Кида. Этот эпизод вы могли видеть в фильме "Young Guns", где он весьма правдоподобен. Когда на горизонте появляется старый черт с двумя винчестерами, у наименее отмороженных из Линкольнских Регуляторов трясутся поджилки. Ведь "Бак Робертс убил народу больше, чем чума". А они убивать только начали, да не очень-то и хотели. И вдруг на них свалился легендарный истребитель бандитов.

Для человека с такой славой шестеро "молокососов" не представляли серьезной угрозы. Мальчишки боялись Робертса - он это знал, и они это знали. Все равно остается загадкой, зачем "Бакшот" полез в ближний бой. Он мог перещелкать Регуляторов из засады, не всех разом, конечно, но в два приема наверняка. А так Робертс убил только одного Регулятора и ранил двоих или троих прежде, чем его изрешетили.

У странного поступка Робертса может быть два объяснения. Первое - абсолютно рациональное. Вспомним "Дикого Билла". В последние дни жизни этого шерифа-убийцы, когда его нервы вконец расстроились, он носил целый арсенал, включая дробовик. Но все равно главным оружием Хикока оставался револьвер. По свидетельствам знакомых, Хикок год от года стрелял из ружья все хуже и хуже. У него была запущенная глаукома - Хикок просто не видел цели, глядя на нее вдоль ствола. Но при быстрой стрельбе из револьвера с "интуитивным прицеливанием" его результаты оставались стабильно высокими.

Возможно Робертс, подобно Хикоку, терял зрение. Слепота еще не сказалась на его умении садить из винчестера от живота, но большая дистанция уже не давала никаких преимуществ.

Другая версия не исключает первой, скорее дополняет ее. И дело тут не только в Робертсе, а в механизме легендирования вообще и взаимовлиянии легенды и объекта (субъекта) легендирования.

Возможно Робертс поверил в свою исключительность.
А зря.

РОБЕРТС-КИД. НЕУБИЕННЫЙ ГЕРОЙ.

По иронии судьбы Бак Робертс погиб в стычке с группой, руководимой человеком, которого в полицейских сводках величали "Вильям Бонни, он же Робертс".

Никакой "Дикий Билл" не был легендирован и вполовину так плотно, как Билли Кид. При том, что известны поименно все составы его банды, история образования этой преступной группы и история того, как она, собственно, оказалась преступной. Билли Кид - герой "заката" Дикого Запада, эпохи, когда информация распространялась быстро и худо-бедно поддавалась проверке. Но вот незадача. Если про Патрика "Пэта" Гаррета мы точно знаем, что он вместе с Кидом угонял скот, потом его наняли для уничтожения Кида, а много позже шериф Гаррет сам был убит - то про Кида ничего определенного сказать нельзя. В первую очередь нельзя сказать, застрелил ли его Пэт. Устное заявление Гаррета, что он Кида убил, в землю закопал и надпись написал, подтверждается только косвенно: Кида больше никто не видел.

Пока сам не пришел. Лет через пятьдесят примерно.

Трудно представить, что Гаррет не убил Кида. Дружба дружбой, а Малыш Билли был не тот человек, которому можно верить на слово. С другой стороны - зачем дряхлому старику по имени Вильям Робертс выдавать себя за Билли Кида, если он не Билли Кид? "Выжил из ума" не тот случай. Рассказ восставшего из могилы Кида был слишком подробен и связен.

Мотив у деда был четкий: чуя приближение смерти, он хотел получить нечто вроде отпущения грехов, а именно, обещанное ему полвека назад помилование за убийство энного количества человек. В старости с людьми такое случается часто - они пытаются завершить недоделанное. Извиниться перед теми, кого обидели, получить с тех, с кого причитается. Обелить свое имя, наконец.

Убийства совершены были при таких обстоятельствах, что помилование Кид, строго говоря заработал. В графстве Линкольн шла "фермерская война", на которой Кид отстаивал честь пострадавшей стороны. Некоторых, кого Линкольнские Регуляторы, так сказать, недострелили, следовало бы вздернуть. Но в прошлый раз помилование зажали, повесить хотели самого Кида, он бежал. С тех пор его враги умерли, и Кид вполне мог рассчитывать на справедливое решение дела. Вдобавок, он не просил списать другие его грехи!

Но хотя несколько таких же старпёров признали в Вильяме Робертсе того самого Вильяма Бонни-Робертса, судья посоветовал дедушке выйти вон. Вскоре Робертс умер.

Если это был именно Кид, значит, мы точно знаем, когда умер последний из легендарных "ганфайтеров" Дикого Запада. Кид предпочитал "Кольт Эс-Эй-Эй", прекрасно с ним управлялся и много народу с его помощью отправил на тот свет.

Если верить легенде, конечно.

*****

Миф всегда назидателен. Простейший миф черно-бел, он констатирует: негодяй это негодяй, рыцарь это рыцарь. В сложных мифах уже есть момент выбора, когда герою надо переламывать себя. Гордый ковбойский афоризм "когда пашешь землю, видишь только лошадиный зад; когда сидишь на лошади, видишь все до горизонта" - из простого мифа. Банальное "он не всегда был негодяем, его просто никто не любил" - из сложного. Потому что в сложных мифах обязательно есть место сложным чувствам.

Ничем не доказано, что легендарная Джейн-Беда бегала с ножом за убийцей "Дикого Билла". Проще найти свидетельства того, что покойный терпеть не мог эту даму. Но в самой идее есть нечто трогательное. Она добавляет полутонов в простой миф Хикока - историю падения человека, бездумно подыгрывавшего мифу.

Миф Уайата Эрпа - простой миф служения и расплаты - неотделим от истории любви сурового шерифа и прелестной актрисы. Миф Билли Кида изначально двуслоен: это рассказ о сыновней признательности, а еще о дружбе, которая превозмогает даже смерть.

Один из самых многоплановых - миф Эла Дженнингса. Это и доказательство того, что ложный кумир непременно будет развенчан. И рассказ о том, как далеко заводит вранье. Но все минусы уравновешиваются жирным плюсом бескорыстной помощи страдальцу, доброты и участия. Каким бы пустобрехом ни смотрелся Дженнингс, его миф эмоционально нейтрален. Он слишком тесно смыкается с мифом Вильяма Сидни Портера, историей благородного самопожертвования и справедливого, в христианском смысле, воздаяния. Единственным мифом Дикого Запада, исполненным светлой грусти - как большинство рассказов О.Генри.

И все-таки реальность превосходит любой миф. Потому что в реальности всегда найдется место иронии. Не мог мифический Бет Мастерсон продать револьвер с двадцатью отметинами на стволе. Ведь каждая отметина там - история смертельной схватки. А настоящий Бет брал напильник и... Интересно было бы посмотреть на него в эти минуты.

Никогда не провоцируйте оппонента на стрельбу, говорил Бет. Не тянитесь к оружию, если не готовы немедленно применить его. Эту угрозу поймут буквально и убьют вас. Не цельтесь вдоль ствола. Вас убьют, пока будете поднимать руку на уровень глаз.

Научитесь стрелять немедленно по извлечении револьвера из кобуры. Выстрел производится, когда рука поднята чуть выше пояса. Точка прицеливания должна находиться немного выше пряжки ремня оппонента. Мишень в этом месте шире всего.

Тогда, вероятно, вас не убьют. Но самое лучшее, что вы можете сделать, говорил Бет, это обойтись без выстрела.

Бет Мастерсон умер, сжимая в руке не рукоятку "Кольта", а листок с текстом своей последней статьи. Около двадцати лет в общей сложности он был шерифом и почти столько же - журналистом. Говорили, что умение никогда и ничего не бояться сделало его честным и бескомпромиссным репортером.

Гроб с телом Уайата Эрпа несли актеры, герои первых киновестернов. В мирной жизни великий шериф стал рядовым торговцем.

А когда отпевали О.Генри, в церковь вломилась свадьба.

Со слов Дженнингса мы знаем, что О.Генри однажды взялся за револьвер. Это тот случай, когда пустобреху можно верить безоговорочно, ведь история имела продолжение.

Револьвер был, скорее всего, "Кольт Сингл Экшн Арми", типичное "рабочее" оружие Дикого Запада с механизмом одинарного действия. Обычно курок взводили большим пальцем. Но когда надо было в темпе расстрелять весь барабан от живота, спуск просто держали нажатым, а по курку били ребром ладони. Дженнингс, рассудив, что "собачка" только мешает, снял ее.

Неизвестно, как бы все сложилось, попади в руки Билла Портера нормальный "Кольт".

Бедняга Портер тогда скитался вместе с Элом, жил на его иждивении, не знал, как отплатить за доброту, и очень страдал. Он не придумал ничего лучше, чем напроситься пойти "на дело". Дженнингс, стесняясь оскорбить друга прямым отказом, высказал осторожное недоверие. Намекнул, что, возможно, придется стрелять. Портер подумал, вздохнул и заявил, что тогда ему надо потренироваться. И Дженнингс одолжил ему свой револьвер - с курком, но без спускового крючка.
Через минуту Портер чуть не отстрелил себе ногу.

- Можете, если очень хотите, подержать нам лошадей, - предложил Дженнингс.
- Боюсь, я не гожусь даже для этого, - ответил Портер.

Много позже в Нью-Йорке, собираясь на встречу с издателями, которых обещал познакомить с "экспертом по Дикому Западу", О.Генри спросил Эла - не мог бы тот в разговоре упомянуть как бы случайно, что Портер держал для него лошадей?

- Это произведет впечатление, и они раскошелятся.
Дженнингс, всегда готовый помочь другу, предложил рассказать, как Портер ограбил в одиночку почтовый дилижанс.
- Нет-нет, лошадей будет достаточно! - заверил О.Генри.

Лошадей оказалось достаточно.

Из множества назиданий, что несут в себе мифы о людях Дикого Запада с револьверами и без, это - главное.

leib-hussar
Сообщения: 431
Зарегистрирован: Ср сен 12, 2007 8:59 pm
Откуда: Москва

Сообщение leib-hussar » Сб июн 07, 2008 3:09 am

Отличная статья! :D

Аватара пользователя
соранг
Сообщения: 48
Зарегистрирован: Пт авг 20, 2010 1:33 am

Сообщение соранг » Вс авг 29, 2010 8:49 pm

Великолепно. Спасибо.

Ефим-Ов
Сообщения: 541
Зарегистрирован: Пн дек 26, 2011 12:46 pm
Откуда: Красноярск

Сообщение Ефим-Ов » Вт янв 24, 2012 8:09 pm

По телеку услышал фразу ,чтоб не пропала ,привожу, по моему по теме:
"Господь бог -создал всех людей разными, а господин С.Кольт уравнял их шансы.(В другой версии полковник Кольт) :)

Худож-ник
Сообщения: 6489
Зарегистрирован: Пт июн 18, 2010 3:01 pm
Откуда: Москва

Сообщение Худож-ник » Вт янв 24, 2012 8:15 pm

(В оригинале так: "Бог создал людей. Сэмюэль Кольт сделал их равными." — Одно время, как сейчас бы сказали, "слоган" фирмы "Кольт". Ну, смысл высказывания в обоих вариантах тот же.)
Обидеть художника может каждый, а поднести стакан только тонкий ценитель живописи.

Аватара пользователя
ДМБ-84
Site Admin
Сообщения: 31870
Зарегистрирован: Пт мар 02, 2007 11:26 am
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение ДМБ-84 » Пт янв 27, 2012 1:15 pm

Дикий Запад - это наглые поиски плутократии.
Как я и думал, индейцы - это русские.

http://www.gazeta.ru/science/2012/01/27_a_3976269.shtml

Гайдзин
Сообщения: 529
Зарегистрирован: Пн авг 23, 2010 2:06 pm
Откуда: Саратов

Сообщение Гайдзин » Ср фев 01, 2012 11:35 am

Заберём индейцев к себе?

Между прочим, к названию темы. В старых переводах книг про освоение Северной Америки словосочетание "Дикий Запад" встречается реже. Чаще пишут "Дальний Запад", "Фронтир", "Граница" и т.п. Возможно, ещё в начале 20-го века слово "дикий" носило настолько сугубо отрицательную смысловую нагрузку, что русские переводчики от него отказывались в пользу более нейтральных. Вот в старых переводах Майна Рида так, или в книгах Эмилио Сальгари о Западе.

Худож-ник
Сообщения: 6489
Зарегистрирован: Пт июн 18, 2010 3:01 pm
Откуда: Москва

Сообщение Худож-ник » Ср фев 01, 2012 12:20 pm

Абсолютно верно.
Маленькое уточнение, если позволите. —
"Дикий" — это эмоция. "Дальний" — география. Поэтому в книгах авантюрных, к каковым относится и Эмар, и Рид и .., он — "дикий". В книгах, по стилистике близких Верну или Шульцу, он всего лишь "дальний". Кстати, современные американские книги, более-менее качественные, исторически достоверные и т. п., строго оперируют прилагательным "дальний". Ну, а в кино, как водится, "Дикий-дикий Запад"...
Обидеть художника может каждый, а поднести стакан только тонкий ценитель живописи.

Аватара пользователя
Следопыт
Сообщения: 2584
Зарегистрирован: Ср янв 13, 2010 3:04 pm

Сообщение Следопыт » Ср фев 01, 2012 6:22 pm

Ну, о том, что прародиной индейцев являются необъятные просторы Сибири - известно давно. Никто с этим, по-существу, и не спорил. Да и популяционные генетики о том же твердят давно. Достаточно сказать, что наиболее распространенная у индейцев Y-хромосомная гаплогруппа Q (то есть та, что передается от отца к сыну) также доминирует у селькупов и кетов и является родной сестрой гаплогруппы R, что наиболее распространена была распространена у индо-европейских племен (ее вариант R1а1 доминирует у славянских народов: лужицких сорбов, поляков, украинцев, белоруссов и русских. А также у высших сословий Индии (следы вторжения племен арья), ряда народов Ирана, Пакистана, Афганистана, Средней Азии (следы того же самого переселения) и на Алтае, между прочим). Так, что никакой новости нет.


Вернуться в «Дикий Запад»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость