Страница 1 из 2

Наш человек на Диком Западе.

Добавлено: Ср янв 23, 2008 4:57 pm
ДМБ-84
Время написания статьи и издание мне не известно, скорее всего, начало 90-х.
НАШ ЧЕЛОВЕК НА ДИКОМ ЗАПАДЕ

Жаль, что не мы придумали День индейца, ведь, по сути, это наш праздник. Что такое, допустим, индеец для американца? Бельмо на глазу, перо в заднице. Непроницаемый снаружи, непредсказуемый внутри. Последнее крупное восстание свободолюбивых детей прерий датируется аж 1973 годом. Так что, как гласит народная ковбойская поговорка : хороший индеец - мёртвый индеец. Для нас же на протяжении всех легендарныхт соцлет это самый, пожалуй, идеологически близкий народ, которому тоже было нечего терять, кроме своих томогавков.
Во времена, когда мир делился на "наших" и "ненаших", униженные и оскорблённые афроамериканцы надежд не вселяли, - благодаря "Хижине дяди Тома" мы точно знали, что не союзники они нам в борьбе с американцами, не бойцы. Краснокожие братья (см. Купера и Майн Рида однозначно были "нашими", к тому же удачно заброшенными природой в самый тыл врага.
Сегодня у нас другие приоритеты, и чужая география с этнографией интересуют исключительно из туристского любопытства. И только самые продвинутые пытаются постичь ментальные особенности коренного населения с помощью психоделических путешествий в Икстлан дона Хуана и его ученика Карлоса Кастанеды. В недалёком же прошлым проводником в иные миры для миллионов невыездных сограждан был Гойко Митич. Серб по национальности, апачи/дакота/сиу по призванию.
В 60-е, 70-е годы,когда люди ходили в кино чаще, чем за хлебом и сигаретами, и идейно чуждые нам Шварценеггер и Сталлоне не заполнили ещё своей мышечной массой экран, и главным суперменом числился сомнительный по своим достоинствам Джеймс Бонд, у нас был свой герой - с твёрдыми бицепсами и не менее твёрдыми принципами : "Мы показываем благородство, храбрость, дружелюбие и непреклонную волю народа, которого лишают свободы и крова. С индейцами обошлись жестоко, несправидливо. Их судьба - одно из доказательств того, к чему приводят империалистический экспансионизм, власть денежного мешка, нажива ради наживы, попирающая национальное и человеческое достоинство."
За такую позицию зрители Митича уважали, но любили его...совсем за другое.
В каждом изломе его рельефного молодого тела прогрессивные социалистические женщины жадно считывали трагедию индейского народа. Пионерская поросль, оценив силу и упоительность племенного существования, сбивалась в дворовые племена, дикими воплями оглашая окрестности от Бреста до Камчатки. А без остатка отдавшие себя коммунистическому труду, а потому уважавшие только силу мужчины, не подозревая ещё, что в Гонконге уже вовсю готовится к их будущей любви, выполняя смертельные кульбиты Джеки Чан, вовсю упивались тем, как лихо скачет, прыгает и стреляет выпускник Белградского физкультурного института. Гойко и самому это нравилось. Однажды, будучи на съёмках в Союзе, он согласился поделиться своей творческой кухней со студентами Минского театрального института. Провести, как сказали бы сейчас, мастер-класс. Профессура, активисты и просто желающие, выстроились торжественным косяком в вестибюле, ждали почётного гостя в дверях. И вдруг откуда-то сверху раздался знакомый на всю страну боевой клич. Оказалось, что кумиру скучно показалось проникнуть в институт посредством парадного, и он влез в учебный корпус через окно четвёртого этажа. Благо, здание находилось на перманентном ремонте и при входе красовались строительные леса.
...А сколько незабываемых путешествий совершили мы благодаря тем фильмам с Гойко Митичем! Избороздили вдоль и поперёк весь Новый Свет, не просекая, что заводят нас на такие фантазии мастерски законсперированные родные пейзажи. Вереница фильмов об индейцах (с 65 года до падения "Берлинской стены" - 11 штук) снималась практически во всех засушливо-гористых местах Югославии, ГДР, Монголии. Кубы и, естественно, Советского Союза. Случалось,выйдет декханин колхоза-миллионера им. В.И. Ленина на берег Амударьи, а по исконно азиатской реке вдруг - бумс! - каноэ с индейцами. Протрёт водами великой азиатской реки декханин глаза, а видение не исчезает, хлопнет глазами - а мираж-то вовсе не мираж. По данным местного КГБ - "строго для служебного пользования", в тот год в Чарджоуском районе резко поднялась кривая психических расстройств среди местного населения, возделывавшего засушливые земли.
....Кстати, международная звезда всего соцлагерного масштаба, как и большинство из нас, тоже была невыездной. Но не по прихоти коммунистических бонз или по трудовой занятости, а по причине нежелания борцов за человеческие права из Госдепа США видеть на родине джинсов и скальпов политически подкованного вождя.
Наш мускулистый ответ тамошним ковбоям типа Клинта Иствуда оказался индейским вождём совсем не картонным. Когда копию его фильма "Сыновья Большой Медведицы" "во имя укрепления дружбы и международного сотрудничества" прозорливые гэдээровские деятели презентовали индейскому племени дакота/сиу, те, посмотрев кино, по примеру экранных братьев встали на тропу войны. В анналы истории это событие вошло под названием "Индейская революция в Вундед-Ни 1973 года" Полтора месяца потом спецслужбы и военные с помощью вертолётов и бронетехники восстанавливали конституционный порядок на местах. После чего ФБР сделало неутешительный вывод: во всём виноваты штази и лично Гойко Митич. Не сложно догадаться, что после такой провокации Митича ни в целлулоидном,ни в живом виде к Америке не подпускали.Мало того, проживающего в ГДР актёра анонимные доброжелатели с регулярностью почтальона предупреждали о готовящейся над ним расправе...
Где он теперь, мужественный и справедливый вождь семинолов?
Наверняка известно о нём немного: проживаетГойко Митич где-то в объединённой Германии , стукнуло ему уже 60, но он не теряет надежды найти боевую подругу жизни. Одни говорят, что он занимается бизнесом, другие - театром, хотя одно другого не исключает. И ещё - ежегодно в боевой индейской раскраске появляется он на народных немецких гуляниях в честь писателя Карла Мая, создателя увлекательных и пленительных сказок о мужественных и свободных людях и торжествующей справедливости, которые, к сожалению, так и не стали явью.
ЕЛЕНА КУЗЬМЕНКО.

Добавлено: Ср янв 23, 2008 11:08 pm
Чигначгук
ИМХО правильно подмечено - Митич - кумир малолетних граждан 70-х годов, Джеки Чан - конца 80-х - начала 90-х.
Окромя того популярны фильмы в смешанном стиле - вестерн+гонгонговский боевик, например:
-"Красное солнце" (вроде так называется) - это где Чарльз Бронсон разыскивает стыренный бандитами самурайский меч;
-"Последний самурай" с Т.Крузом;
-"Шанхайский полдень" - с Д.Чаном.
Еще вроде был какой-то фильм с актером, играющим в другом известном фильме Билла, которого надо убить.

Наш человек на Диком Западе.

Добавлено: Чт янв 24, 2008 9:25 pm
ДМБ-84
Эта статья из коллекции Председателя попала ко мне в 2004 году. Она мне сразу понравилась, хотя я абсолютно равнодушно относился к коллекционированию индейцев и фильмам про них. Видел только "Золото Маккены" в кинотеатре "Мир" на Цветном бульваре, (помню ещё киножурнал "Новое время" , показывали,: вручение сабли какими-то нашими "зарубежными друзьями" Леониду Ильичу, он ещё шутливо замахнулся ей на холуя из свиты, зал иронично смеялся, я тоже... Прости меня, Леонид Ильич, я был мальчишкой...(((, впрочем фильм-то как раз был антииндейским, они в нём были полными негодяями. Но про Вундед-Ни я читал в книжке Пескова и Стрельникова "Земля за океаном", и в принципе чётко понимал - кто есть кто.
Третьего дня я посмотрел "Танцующий с волками" с Кевином Кёстнером - фильм зацепил. Не уверен, конечно, что белый человек легко бы вошёл в индейский быт, но всё же житейские и бытовые условия, да в процессе фронтира, были близки. Вобщем, эта тема становится мне всё ближе... Пугает ли меня это? - Не знаю, пусть Чигначгук задумается...

Re: Наш человек на Диком Западе.

Добавлено: Чт янв 24, 2008 11:02 pm
Чигначгук
ДМБ-84 писал(а):но всё же житейские и бытовые условия, да в процессе фронтира, были близки.

Согласен. ИМХО и сегодня в поле "солдат дымом греется, шилом бреется".
Однако для меня лично причиной интереса к "индейской" теме был не яркий образ справедливого, честного краснокожего. Скорее был интересен факт конфликта двух исторических периодов - "каменный век" против современной цивилизации. Своеобразная машина времени.
Эта тема обыграна в "Последнем самурае" - меч и стрелы против пушек и пулеметов.

Добавлено: Чт янв 24, 2008 11:10 pm
ДМБ-84
По-моему несправедливо записывать индейцев в "каменный век". Я не знаком с "историей движения", но мне кажется, что это была самодостаточная патриархальная цивилизация, заслуживая к себе большего уважения. Вот литературку твою подчитаю, тогда отвечу.

Добавлено: Чт янв 24, 2008 11:38 pm
Чигначгук
Цивилизация то была, но по материальному содержанию - каменный век. Под воздействием БЧ быт в некотрой степени изменился, появились "индейцы равнин" - кочевники (причины - лошадь + огнестрельное оружие). Но ментальность "каменного века" у краснокожих осталась.

Добавлено: Вс июн 12, 2011 4:54 am
Снусмумрик
..

Добавлено: Вс июн 12, 2011 8:29 am
ДМБ-84
Ещё одна тема для "Русского фронтира".

Добавлено: Вс июн 12, 2011 9:04 pm
Снусмумрик
..

Добавлено: Пн июн 13, 2011 9:02 pm
Чигначгук
Как суровые чукчи-викинги превратились в чукчей-пацифистов из фильма "Начальник Чукотки" :shock: НО боестолкновения с "немирными" чукчами происходили до начала ХХ-го века.
А про тлинклитов - тоже интересная тема, вполне можно создать "легенду", ОСПРЕЙ уже руку приложил:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1% ... 0%BA%D0%B0

Добавлено: Вт июн 14, 2011 3:50 am
Снусмумрик
..

Добавлено: Вт июн 14, 2011 10:09 am
Худож-ник
Ну, раз уж Джибути помянули, то не грех помянуть и русскую "пиратскую республику" на Мадагаскаре в царствование Государыни Екатерины Великой...
(Правда, это уже "Дикий Юг" получается...)

Добавлено: Вт июн 14, 2011 10:26 am
ДМБ-84
Так что, есть к чему стремиться.
АлССР, АмССР, МадССР, ДжАССР - красим новую карту.)))
Красивые гербы, красивые флаги.

Добавлено: Чт июн 16, 2011 5:14 pm
Гайдзин
Чигначгук писал(а):Цивилизация то была, но по материальному содержанию - каменный век. Под воздействием БЧ быт в некотрой степени изменился, появились "индейцы равнин" - кочевники (причины - лошадь + огнестрельное оружие). Но ментальность "каменного века" у краснокожих осталась.


Всё-таки на счёт каменного века - спорно. Они (североамериканские индейцы) знали керамику, земледелие, имели (часть племён) пиктографическое письмо, обрабатывали медь, пуэбло и апачи строили довольно сложные глинобитные селения-крепости. Да и ментальность была не первобытная - ведь социально они уже переходили к классовому обществу от родовой общины - была и элита, и рабы у многих племён. Да, от центральноамериканских индейцев они отставали, но и природные условия им достались похуже.

Добавлено: Чт июн 16, 2011 6:05 pm
ДМБ-84
Природа обделила - как русских.)))

Добавлено: Пт июн 17, 2011 12:42 am
Следопыт
Только-только прочел книгу Дж.Уайта "Индейцы Северной Америки. Быт, религия, культура" и нахожусь под впечатлением от прочитанного. Как бы ни были жестоки индейцы (а они действительно были жестоки, особенно ирокезы и каманчи), американцы поступили с ними подло: правительство США заключило с индейскими племенами 52 договора и все они были нарушены, убить или захватить в плен на переговорах индейского вождя было для янки в порядке вещей. Кстати, никто не может посоветовать литературу на тему этнической истории индейских племен: на тему их взаимоотношений с белыми есть литература, а вот книг про их этногенез и взаимоотношения друг с другом я не встречал. Что-нибудь на тему экспансии Лиги ирокезов и т.п.

Добавлено: Сб июн 18, 2011 11:37 pm
Гренадер
Одно время интересовался темой индейцев, еще в школе прочитал
Д.В. Шульц "Моя жизнь среди индейцев" изд-во Мысль, М. 1965 г. - перевод с английского "My life as an indian", 1906 г.
Сравнительно недавно приобрел "Дети лесов и прерий" в 3-х томах, M., Терра-книжный клуб, 2002 г.
Больше всего понравилась повесть из 1-ого тома Томаса Бергера "Маленький большой человек".
Кстати, есть интересный фильм, снятый по этой повести: Little Big Man, 1970 г.

Много написал Юрий Стукалин:
http://stukalin.ru.gg
По-моему, он в основном переводит с английского - как-то сухо и неинтересно.
Про ирокезов, честно говоря, знаю только по Фенимору Куперу. Может быть, есть что-то на сайтах индеанистов:
http://red-road.forum2x2.ru/

Добавлено: Вс июн 19, 2011 9:53 am
Чигначгук
У краснокожих братьев в этой ветке интересная подборка фотографий
из Кунсткамеры по теме.

http://cowboy.f.qip.ru/?1-9-0-00000046-000-40-0

Добавлено: Вс июн 19, 2011 11:32 pm
Худож-ник
Шульца рекомендую перечитать в более свежем издании. Первое здорово "порюхано", особлибо касательно "вероучительной" части.

Добавлено: Пн июн 20, 2011 2:32 am
Гренадер
Да, наверно, судя по предисловию:
"Вы не найдете имени Джемса Вилларда Шульца в Американской Энциклопедии. Лишь в самых подробных биографических справочниках о нем сказано несколько слов. А ведь Шульц - автор 40 романов и повестей, посвященных индейцам, художественных произведений, не превзойденных по своей правдивости и знанию индейской жизни. Заговор молчания вокруг имени Д. Шульца в американском литературоведении не случаен. Его книги - яркий обличительный документ против американского капитализма, обрекшего на гибель или нищенское существование коренных жителей Америки - индейцев."

Затем указывается на на ошибки самого писателя:
"...непонимание законов ощественного развития приводит Шульца к отрицанию цивилизации, к реакционной и утопической идее - назад к природе, к предкам. Узость взглядов, оторванность от пролетариата и прогрессивной интеллигенции больших городов лишили Шульца возможности понять поступательный характер исторического процесса. Зло и несправедливось капиталистической цивилизации для автора неотделимы от цивилизации вообще, и он зовет к примитивной полупервобытной жизни, к отказу от культурных ценностей, созданных человечеством за много тысяч лет."

И в заключении:
"В последние годы в резервации черноногих создалась группа прогрессивной молодежи, борющаяся против подкупленных администрацией вождей и выступающая в защиту интересов рядовых индейцев. Это свидетельство роста политического самосознания индейцев и залог их будущих успехов в борьбе за свои права." (1965 г.)

Все было просто и понятно! Помню, правда довольно смутно, как по телевидению освещались события февраля 1973. Тогда индейцы сиу захватили поселок Вундед-Ни в резервации Пайн-Ридж (штат Южная Дакота) и потребовали расследовать случаи нарушения договоров, заключенных правительством США с индейцами. Индейцы в окопах с автоматами - фантастика!

Добавлено: Пн июн 20, 2011 9:19 am
ДМБ-84
Инлейцы с автоматами...
Вот какие игрушки надо делать!

Добавлено: Пн июн 20, 2011 9:44 am
Худож-ник
"Ну, так в чём же дело?" © Ф.И. Сухов.

Добавлено: Пн июн 20, 2011 9:59 am
ДМБ-84
Мне пока наших тем хватает.

Добавлено: Пн июн 20, 2011 10:51 am
Дима
ДМБ-84 писал(а):Инлейцы с автоматами...
Вот какие игрушки надо делать!

Технолог уже сделал:)

Добавлено: Пн июн 20, 2011 10:56 am
ДМБ-84
А это не эльфы?)))