Фото, помещенное уважаемым Гренадером, как нельзя лучше подходит к этой части моего рассказа, поскольку речь пойдет о фигурках "старых" и "новых"
........
Однажды на заседание кружка пришел Павел Корнаков, впоследствии кандидат наук, сотрудник Музея Революции и Государственной Герольдии. Павел по рассказам, славился тем, что расписывал фигурки стоя, как в 18 веке работали за конторкой. Он расставил на столе такую массу солдатиков, что глаза наши разбежались. Полк французской пехоты был фигур на 70, все роты были представлены. Цветные помпоны фузилеров, султаны гренадеров, русский оркестр и дом с колоннами в стиле классицизма. Это были уже другие фигурки, детально расписанные, с выразительными физиономиями, красными носами, тенями и полутенями. В тоже время Роман Шарлевич работает консультантом на картине «Король Лир», главным художником которого был Евгений Еней (я всю жизнь считал прибалтом, а он оказался венгром). Но суть не в этом, а в том, что у нас в классе училась его внучка. Девочка она были симпатичная и общительная, мальчики за ней ухлестывали, все мы трое входили в «ее» компанию и приглашались на день рождения. Году в 1969 мы пришли на очередное торжество и застыли перед книжной полкой, на которой стояло это
Оказалось, что это чудо было подарено Енею Романом Шарлевичем. Таких фигурок мы еще не видели. Поражало все, тонкость прорисовки, виртуозность гравировки, сюжет. Это был целый рассказ в фигурке, маленький , но емкий и цельный. Мы тихо балдели.
24 года понадобилось мне, чтобы заполучить эту фигурку. В 1993 году, в мой первый приезд на Кульмбах, когда я подошел к стенду Поля Корога и увидел «ее», сердце забилось от радости. Это была моя первая покупка на кульмбахской бирже.
Тогда в далеком 69-м мы еще не знали имени Людвига Франка и многих других граверов, но уже учились отличать настоящее от грубой поделки. Надо сказать, что в 60-е годы основная масса фигурок, ходивших по рукам советских коллеционеров была сделана признанными мастерами , такими как Франк, отцом и сыном Майер, Фрауендорфом, Тиме. Лекке еще только начинал, Грюневальды и Ригеры и не присупали к гравировке, Фридрих был маленьким мальчиком, Лепелетье тоже еще не работал с нюрнбергом. Можно сказать, что мы застали хвост золотого века плоской миниатюры, планка была высока, количество хороших фигур превалировало в общей массе. В то время в России не было книжек про фигурки, Ортман появился только в 1974, «Коллекции служат людям» и того позже. Редкие зарубежные издания в музеях, были нам недоступны. Вся информация передавалась устно, мы знакомились фигурками Охеля, Неккеля, Минье…
Старый генрихсен навсегда остался в наших сердцах, как маленький, изящный солдатик-игрушка, но новые фигурки расширяли поле деятельности, позволяли детально расписать униформу, лошадей, лица и т.д. Нюрнбергская фигурка повернулась к нам другой, не менее интересной стороной.